ВШДА-лента

Через игры – к развитию!

Инновации образовательных методов и приёмов затрагивают не только школьную среду, но и сферу дошкольного образования. Воспитателям тоже приходится шагать в ногу со временем и стремиться к качественному применению новых технологий или в обновлённом свете обращаться к известным и проверенным методам.
Конечно же, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому необходимо обращаться к развивающим игровым техникам и методикам как можно чаще. В особенности это касается игр с применением различных предметов, которые ребёнок может потрогать, рассмотреть и что-то из них создать, сконструировать. Подобные игры развивают логическое, пространственное, наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, интеллектуальные способности и позволяют ребёнку познавать предметный мир.
В современном мире существует большое количество умных игр, которые могут пригодиться в работе с детьми дошкольного возраста. К таковым, например, относятся соты Кайе и кубики Никитина, которые одновременно и просты в применении, и дают большой простор для развивающей деятельности. Также большой игровой материал можно найти в игровой методике Воскобовича.
Соты Кайе
Что это? Соты Кайе – это игровая система, набор, предназначенный для детей от 3 до 11 лет. В набор входят 84 элемента – шестигранники, которые с одной стороны имеют мозаичный рисунок, а с другой стороны – однотонные. Из этих деталей можно собрать большое количество объектов с узорами.
Как с этим работать?Как правило, в самом наборе находятся схемы с объектами и узорами, которые можно собрать из шестигранников. Сами детали довольно крупные, поэтому маленькому ребенку будет удобно с ними работать, а также сокращается риск потери или других казусов. Воспитатель может взять уже готовые схемы или сам придумать задание по сборке. Например: «Ребята, попробуйте создать из деталек цветок любой формы с любым, понравившимся вам узором».
Ребёнок, таким образом, получает большие возможности для творчества, у него развивается чувство прекрасного (чувство композиции, формы, симметрии и т.д.) Также дошкольник учится работать по схеме, если воспитатель предлагает ему собрать какой-либо образ из дидактического материала в наборе. Формируется аккуратность, усидчивость, терпение, более осмысленное восприятие внешнего мира и умение работать в коллективе, если Соты Кайе используются, например, в групповой работе.
Эта игровая система хорошо подойдёт для различных конкурсов, соревнований, турниров. Можно собирать одну и ту же схему на скорость, а можно дать более творческую задачу на создание собственного узора или объекта.
Кубики Никитина
Что это? Данная игра тоже связана с конструированием и созданием объектов с различными узорами, но вместо шестигранников, используются объёмные фигуры, кубики. Созданы они советским и российским педагогом Борисом Никитиным. В набор входит 16 кубиков и книжечка с примерами схем – от простых до более сложных.
Как с этим работать? Примерно так же, как и с Сотами Кайе – складывать из деталей фигуры с определёнными узорами. Также можно экспериментировать и с формой, но здесь вариантов будет меньше, чем в предыдущей игровой системе (цветочек из кубиков, например, собрать, мягко говоря, проблематично). Воспитатель может пользоваться материалами из игрового набора, или придумать задание даже вместе с ребятами.
Сам Борис Никитин считал, что дети должны самостоятельно додуматься до правил игры. Поэтому можно ребят не знакомить с «инструкцией» игрового набора, а просто дать им кубики и предложить с ними как-либо повзаимодействовать. Эта игра развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза. Сам Никитин предлагает начинать эту игру для детей с полутора лет.
Игровая методика Воскобовича
Одним из первых российских изобретателей развивающих игр стал физик по образованию Вячеслав Вадимович Воскобович. Он занимался со своими детьми, а также изучал игровые методики отечественных педагогов-новаторов (Борис Никитин, Николай Зайцев), и на основе личного опыта и уже имеющихся разработок создал свою методику развивающих игр и игровых комплексов.
Все игры Воскобовичка можно разделить на три группы:
  • Направленные на логико-математическое развитие. В процессе таких игр ребёнок взаимодействует с цифрами, геометрическими фигурами и свойствами объектов. Целью таких игр является развитие мыслительных операций.
  • Универсальные игровые обучающие средства. Это разработанные Воскобовичем элементы игрового материала и дидактические пособия, которые можно использовать в процессе игровой деятельности.
  • Игры с буквами, звуками, слогами. Как правило, игры этого подтипа связаны с логическими задачками, где ребёнку необходимо составить слово или словосочетание, поэкспериментировать с перестановкой слогов, то есть заняться словотворческой деятельностью.
Приведём примеры некоторых предметных игр Воскобовича, которые направлены на развитие математических способностей, пространственного мышления, знакомят детей с миром геометрии, учат нестандартно мыслить.
Головоломка «Чудо-крестики». Игра представляет собой рамку с вкладышами разного цвета и формы. Все фигуры разделены на разное количество частей. Вначале ребёнку можно предложить собрать из частей фигуры одного цвета, вкладывая их в рамку. Уже после этого этапа можно усложнить задание и попросить, например, собрать образ какого-то предмета вне рамки, используя любые детали, не ограничиваясь одним цветом. Так ребёнок сможет проявить свои творческие способности, поиграть с цветом и формой, познает понятие части и целого, разовьёт пространственное и наглядно-образное мышление.
Игра-конструктор «Геоконт». Игра представлена в виде квадратной дощечки с гвоздиками, расположенными в определённой последовательности. В набор входят игровые резинки разных цветов и пособие со схемами и заданиями разного уровня сложности. В пособие ребята знакомятся с персонажем Гео, которому необходимо пройти через Фиолетовый Лес, а дети должны ему помочь с помощью выстраивания различных геометрических фигур на дощечке. В соответствии с заданием нужно закреплять резинки (иногда определённого цвета), натягивая на гвоздики, в той последовательности и форме, которая показана в схеме. В результате должны получиться конкретные узоры и картинки.
Так же можно использовать Геоконт и без дидактического материала, давая больше свободы творчества детям. Например, можно предложить им с помощью резинок изобразить на дощечке какой-то конкретный образ без схем и посмотреть, как дети будут самостоятельно создавать объект. Это уже более сложный уровень, поэтому подобные задачки можно давать после основного знакомства с игрой.
Мир развивающих игр – очень обширный и постоянно пополняющийся. Можно использовать накопленный опыт отечественных педагогов и воспитателей или, вдохновившись примерами, создать свою авторскую игру.
А у вас есть любимая развивающая игра из детства?
2023-02-17 14:09 Новости