Конференции
2022-12-28 09:54 Декабрь 2022

КРАЕВЕДЕНИЕ В ИГРЕ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Колычева Тамара Ивановна
педагог дополнительного образования
Юрикова Светлана Геннадьевна
библиотекарь
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

С чего начинается любовь к Родине, уважение к своему народу, к истории своей страны?

Нам кажется, что идеальным ответом на это вопрос может стать высказывание Михаила Ивановича Калинина: «Любить свой край, знать его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм».

Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её традиций, духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей родной земли.

Чем раньше начинать говорить с детьми о родном крае, городе, в котором они живут и учатся, тем скорее они начнут осознавать себя представителями своего народа, частью окружающего мира, осознают важность этого мира и своего места в нём. Это позволяет детям по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности школьников.

Изучение родного края в МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» города Белгорода начинается с дошкольного возраста и, соблюдая преемственность, продолжается в начальной школе в рамках занятий внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина». Кроме того, на базе учреждения работают объединения «Духовное краеведение Святого Белогорья» и «Юный краевед» ГБУДО «Белгородского областного Дворца детского творчества».

Благодаря тесному сотрудничеству, плодотворному партнёрству и дружному тандему в лице дополнительного и начального общего образования используется интеграция, взаимодействие различных образовательных линий: православной, культурологической, краеведческой.

В своей работе учитываем возрастные, психологические особенности младших школьников, их потребности и интересы, поэтому основные формы и методы воспитания интереса к родному краю представлены в игровой форме, так как игра – это естественная потребность детей. Используем в своей работе специальный принцип деятельности педагога от психологов Геннадия Григорьевича и Елены Евгеньевны Кравцовых: «Прежде чем предлагать детям какое-то задание или что-то требовать от них, необходимо продумать, как это обыграть».

Поэтому одной из отличительной особенностью нашей краеведческой работы с младшими школьниками является
использование интерактивных интеллектуальных краеведческих игр, отличающихся тематикой и форматами проведения.



Первой такой игрой стала интеллектуальная краеведческая игра «Белгородская оборонительная черта» (Фото 1), которая содействует формированию интереса к истории родного края, города. В игровой форме дети закрепляют знания о городах-крепостях Белгородской оборонительной черты, традициях предков, живших на территории нашего края в XVII веке, духовных православных святынях того времени. Также школьники демонстрируют навыки работы с картой региона, проявляют смекалку и сообразительность в специальных игровых турах, в отгадывании ребусов тура «Оружейная палата», где они расшифровывали ребусы с названиями оружия, которое использовалось защитниками Белгородской черты.

Такое «погружение» в историю очень нравится младшим школьникам. Наверное, поэтому проведение такой тематической игры стало у нас традицией – мы провели её несколько раз.

В том числе делились опытом проведения такой игры с коллегами на семинарах городского и областного уровня.



Ещё одним нашим совместным проектом
была интеллектуальная краеведческая игра «Сердцу милая сторона» (Фото 2, Фото 3), которая проходила в формате игры «Мозгобойня» – что-то среднее между многими интеллектуальными играми типа: «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра» и др.



В игре принимало участие четыре команды (чем больше команд, тем интереснее играть), которые боролись за звание лучшего краеведа в нескольких турах. Ребята отвечали на вопросы, связанные с природой малой родины, угадывали растение по запаху, узнавали «голоса леса», вспоминали животных, занесённых в Красную книгу Белгородской области.

В туре «Заморочки из бочки» ребятам необходимо было объяснить, как некоторые предметы связаны с Белгородской областью. В «бочке» оказались сахар, лев и понёва.

Некоторые конкурсы этой игры были построены по типу игры «Где логика?» и вызвали волну бурного обсуждения не только среди участников всех четырёх команд, но и среди зрителей и болельщиков игры. Мы часто практикуем задания в такой форме в нашей работе при изучении новых тем по краеведению и закреплении пройденного материала.

Очень серьёзной и тщательной подготовки потребовала от четвероклассников интеллектуальная игра «Святой защитник Отечества», посвящённая 800-летию со дня рождения великого князя Александра Невского. Вместе с детьми и мы оказались в XIII веке, знакомились с житием князя, его ратными и духовными подвигами. Подготовка к игре проводилась посредством просмотра видео фильмов в киноклубе, работы с книгами об Александре Невском, имеющимися в школьной библиотеке.

Сама игра содержала занимательные и логические задания, которые раскрыли знания детей о доспехах и оружии русских воинов того времени. Одно из заданий было связано с памятными местами Санкт-Петербурга и Старого Оскола, небесным покровителем которых является Александр Невский. Не обошлось без задания на проверку знаний основных, важных для русского государства исторических дат, событий. В таких играх стараемся, чтобы и болельщики команд не оставались в стороне. Так, в этой игре болельщики должны были вспомнить, как имя Александра Невского увековечено в нашей стране и на Белгородчине: в Белгороде и Старом Осколе.



Не остались в стороне от этой темы и третьеклассники, которые приняли участие в командной познавательной игре «Мудрое слово Александра Невского» (Фото 4). Как известно, многие высказывания князя стали крылатыми и ушли в народ. Это соревнование было построено не только на известных словах Александра Невского. В игре ребята демонстрировали знания русских пословиц и поговорок, посвящённых Родине, защите родной земли, смелости и храбрости.

Одной из самых популярных форм интерактивной интеллектуальной игры на сегодняшний день являются квест-игры. Нельзя сказать, что это новая форма работы. Такие игры были всегда, только они стали называться по-другому, а смысл остался тот же – пройти по маршруту (станциям), выполнить задания, добыть ключ, шифр, код и т. д., с помощью которого будет выполнено последнее задание. На наш взгляд, краеведение во всех проявлениях, даёт прекрасную возможность для создания интересных разработок краеведческих квестов, маршрутов, игр-путешествий по станциям и т. д.



Ярким примером такой игры в нашем учреждении стала интеллектуальная квест-игра «Моя малая родина – Белгородчина» (Фото 5). Обучающиеся, передвигаясь по краеведческому маршруту в здании школы, вспоминали историю Белгородской оборонительной черты и события 1943 года, связанные с Курской битвой и Прохоровским сражением, побывали в роли разведчиков и расшифровали тайное письмо, вспомнили и показали православные святыни Белгорода. Команды также посетили Доску почёта, где узнали всех знаменитых людей родного края, и поработали с картой Белгородской области на станции «Символика Белгородской области».



В Год Памяти и славы прошла ещё одна краеведческая квест-игра «Победа, которую нам завещали» (Фото 6).На время проведения игры детские команды превратились в «отряды», а мальчишки и девчонки – в «бойцов», которые должны были преодолеть все преграды и трудности на своём пути. Благодаря этой игре дети ещё раз вспомнили о важных исторических событиях, подвигах наших земляков, о великой Курской битве, об освобождении города Белгорода. Каждая станция маршрута пробуждала светлую память о героях войны, погибших за Родину.

Все эти и другие игры являются своего рода итоговыми занятиями по определённым разделам и темам краеведческой работы в рамках проведения занятий объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности. Безусловно, они требуют тщательной подготовки детей, при которой мы используем издания серии «Библиотека белгородской семьи». Большим подспорьем также является белгородский областной журнал «Большая переменка», книги и настольные игры для детей издательства «Мир Белогорья».

На наш взгляд, учитывая возрастные особенности детей, используя близкие им по духу формы работы в виде игровых технологий, можно доступно, интересно и увлекательно познакомить детей с малой родиной, её историей, культурой и традициями, что, безусловно, содействует их гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Применение игры в краеведении даёт возможность детям не только получить дополнительные знания и расширить кругозор, но и раскрыть свои таланты, а сотрудничество и партнёрство школы и дополнительного образования помогает увлечь школьников в изучении краеведение, а также проявить творчество не только детям, но и педагогам, и библиотекарям.