Закирова Р.К. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ «И.А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА. КТО ЧТО ЕСТ?»
Библиографическое описание: Закирова Р.К. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ «И.А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА. КТО ЧТО ЕСТ?» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
1. Результаты деятельности:
2.1. Личностные (ЛР): оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2.2.Метапредметные (МПР): Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать.
Познавательные: понимать значение и роль окружающего мира и литературного чтения в жизни каждого человека и общества.
2.3. Предметные (ЛР): ознакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица», формировать умение определять басню как жанр литературы, находить мораль в произведении, познакомить с классификацией животных по типу питания, показать их взаимосвязь.
3. Цели: раскрыть понятия «растительноядные», «насекомоядные», «хищные», «всеядные».
Образовательные ресурсы: презентация на тему «И.А. Крылов «Ворона и Лисица. Кто что ест?»
Оборудование
для учащихся:
· карточки для парной работы (Приложение 1, Приложение 2)
· кластер (Приложение 3)
· карточки для групповой работы (Приложение 4)
· учебное пособие Л. Ф. Климанова «Литературное чтение. 3 класс»
для учителя:
· компьютер;
· презентация;
· аудиозапись 1
· учебное пособие Л. Ф. Климанова «Литературное чтение. 3 класс»
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
-Проверьте готовность к уроку.
-Чему мы учимся на уроках? (Мы учимся учиться)
-Что это значит? (Учиться – это значит понять, что мы не знаем и самим узнать)
2. Актуализация знаний, мотивация
-С каким жанром произведений мы с вами работаем на протяжении двух уроков? (басня)
Работа парами. (Приложение 1)
-Вспомните, что такое басня, для этого вставьте пропущенные по смыслу слова.
Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылова)
-Что вы можете рассказать о жизни и творчестве И. А. Крылова? (1769-1844 г. г., драматург, баснописец, подписывал свои басни «Нави Волырк»)
3. Постановка учебной задачи
-Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся. (Ворона и Лисица)
-Какую цель поставим перед собой? (прочитать басню «Ворона и лиса», найти мораль басни)
4. Решение учебной задачи
- Прежде чем мы приступим к знакомству с басней, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в этой басне.
Словарная работа.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
- А сейчас внимательно послушайте басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и подумайте, как по-другому можно озаглавить эту басню.
-Как же можно по-другому озаглавить басню?
5. Первичное закрепление
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- А теперь давайте прочитаем басню.
-Кто является главными героями басни? (ворона и лисица)
-Скажите, к какому царству природы можно отнести ворону и лисицу? (царство животных)
-А к какой группе животных отнесем ворону? (птицы)
-Почему? (тело покрыто перьями)
-А лисицу? (к группе зверей, или млекопитающих)
-Почему? (их тело покрыто шерстью, своих детенышей выкармливают молоком)
-Какие еще группы животных вы знаете?
-Для этого поработайте с таблицей, разделите животных на предложенные группы, работая парами. (Приложение 2)
-Встаньте те, кто допустил ошибки. Нужно быть внимательнее.
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (- в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая).
- Опишите лису. Какая она?
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду?
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»)
- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
(- И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр)
- Удалось ей это?
- Какова же главная мысль басни? (Как бы не сладка была лесть, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной. И льстить плохо, потому что это обман)
- Так кого же осуждает Крылов? (И того, кто льстит, и того, кто принимает лесть)
-Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (нет, скромный не стал бы ее слушать)
- Что такое мораль?
Мораль- от лат. Касающийся нравов. Свод правил нравственного поведения человека.
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль
- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)
- Какими хотел видеть Крылов людей? (искренними, честными и скромными)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Работа с кластером. (Приложение 3)
-Ребята, а кто знает, чем питается ворона? (семенами, плодами растений, яйцами других птиц и мелкими птицами, остатки пищи, выброшенными человеком, сыром, например)
-Кто знает, как можно назвать животное, которое есть абсолютно все? (всеядное)
-А чем питается лисица? (другими животными, птицами, ягодами, растениями)
-Значит, лисица – это тоже всеядное животное.
-Все ли животные являются всеядными? (нет)
-Приведите примеры.
-Например, заяц, чем он питается? (орешки, кора, плоды)
-Как можно назвать зайца, если он питается растительной пищей (растительноядным)
-Хорошо, а животные, которые едят насекомых, приведите примеры (ежи, кроты)
-Как можно назвать животных, которые питаются насекомыми (насекомоядные)
-Какую еще группу животных не назвали? (хищники)
-Кто такие хищники? (Кто питается другими животными, мясом)
-Приведите пример (волк, лев)
-Посмотрите на свой кластер, на какие же группы можно разделить животных по особенностям их питания?
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
-Посмотрите на слайд, что вы видите? (цепь питания)
-Расскажите о этой цепи питания.
Работа в группах.
1 группа- составить цепь питания, в которой есть ворона.
2 группа – составить цепь питания, в которой есть лисица
3 группа- составить цепь питания, в которой есть ель.
Выступление командиров групп.
-Скажите, а что произойдет, если какое-то звено из цепи питания исчезнет? (вся цепь нарушится)
8. Итог занятий. Рефлексия деятельности
-Вспомните цель нашего урока. (прочитать басню и найти мораль басни)
-Достигли ли мы этой цели?
-А что еще узнали на уроке? (узнали, какие бывают животные по особенностям их питания, научились составлять цепи питания)
Приложение 1
Басня – короткий, нравоучительный рассказ в _________________, в скрытой форме, изображающей ____________ и их __________________. Главные герои: _____________________________________________.