Развитие звуковой и интонационной культуры речи старшего дошкольников возраста
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Р.II п.2.6 от 17.10.2013г.) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие.
Речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. И выразить эмоциональное содержание речи можно через ряд приёмов.
Приемы интонационной выразительности
- Мелодика голоса.
- Темп речи.
- Паузы.
- Сила голоса.
- Логические и фразовые ударения.
Мелодика голоса- повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Упражнение 1. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение 2. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Роль медведя или зайчишки. Давайте вспомним, какой голос у медведя (низкий, грубый), а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Сейчас надо повторить фразу с интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».
Темп речи - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания.
«Скороговорки»
Дети проговаривают скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
«Лесной дятел». Проговаривать скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Шла Саша по шоссе.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пауза - остановка между словами, чтобы окружающим было понятно, о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Осень, осень листопад»
Осень, осень – листопад (плавными движениями, поднимают руки вверх)
Листья жёлтые летят. (дирижируют руками)
Ветер дует, задувает (руки от груди разводят в стороны и имитируют звуки ветра «УУУУ…»)
Туча солнце закрывает. (закрывают глаза руками)
Дождик капает с утра (показывают на ладони, как капает дождь)
Кап-кап-кап-кап,
Очень грустная пора. (разводят руки в стороны с грустным выражением лица).
Игра с педагогами.
Игра на применение пауз «По очереди»
Предлагаем ребёнку по очереди произносить фразы любимого стихотворения чередуя «вслух» и «про себя».
Затем можно на речевых разминках провести разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Предлагается аудитории выполнить задание.
Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Правда … дороже золота.
За правое дело … стой смело.
Сила голоса.
Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.
Работа над силой голоса.
Дует летний тёплый ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)
Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
«Три медведя». Угадай, кто рычит мишутка, мама медведица, или медведь папа. А теперь покажем разными голосами сами.
Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:
Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо творение)
Дружно песню поем.
Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Игра «На велосипеде»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте пенно замедляется до медленного:
Сели и поехали все быстрей,
Быстрей, быстрей,
Быстро съехали с горы.
Снова в гору едем мы,
Вот па гору поднялись,
И довольно смотрим вниз.
Упражнение «Громко-тихо»
Цель: учить детей владеть своим голосом, менять его силу (понижать и повышать основной тон голоса).
Описание: Произносить вместе с педагогом стихотворные тексты с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),
А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо):
Поиграй, дружок, со мной! (громко)
***
Была тишина, тишина, тишина... (тихо)
Вдруг грохотом грома (громко)
сменилась она (голосом средней силы).
И вот уже дождик (голосом средней силы)
тихонько (очень тихо) –
ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
Логические и фразовые ударения.
Это выделение голосом отдельных слов или фраз необходимо для подчёркивания их значимости в речи.
Рассмотрим пример расстановки логического ударения в таком простеньком предложении.
Предлагаю повторить предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.
Логическое (смысловое) ударение - это выделение голосом самого важного в речи, на чем бы вы хотели заострить внимание слушателей. В одном предложении можно выделить голосом только одно слово, к которому вы хотите привлечь внимание. В разных случаях логическое ударение может ставиться на разные слова в одном и том же предложении.
Игра «Лесное радио»
Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли кто автор объявления:
***
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
***
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
***
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
***
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?
***
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
***
Тому, кто найдёт мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами
***
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!
***
Помогу всем, у кого сломался будильник!
Тембр голоса.
Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).
Упражнение «Гроза»
Цель. Учить различать и воспроизводить тембр голоса на материале предложений.
Описание. Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух. Каким тоном оно было произнесено, и показать картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.
Скоро гроза! (недовольство)
Скоро гроза! (радость)
Скоро гроза?! (удивление)
Скоро гроза (грусть)
Скоро гроза! (страх, испуг)
Упражнение «Колокольчик»
Цель: Учить различать и воспроизводить тембр голоса
В лесу, на опушке, живет колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснется, в лесу раздается
Его недовольное грубо ЛА-ЛА
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА
Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,
Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА
Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным произношением. Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И оптимальная форма занятий – это игра!
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Конечно же, здесь необходимо вести работу последовательно и систематично, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. И не ограничиваться работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. Но когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии интонационная выразительность снижается. Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Вот тогда мы можем сказать, что некое произведение прочтено выразительно.