ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НАСТРОЕНИЯ»
Егорова Елена Александровна педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Курумоч СП "Детский сад "Белочка"
Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. У дошкольников с ОВЗ эмоциональная сфера характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки. Исходя из выше сказанного, передо мной встала проблема: как более эффективно организовать работу по развитию у детей с ОВЗ способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. В процессе работы возникла идея о создании многофункционального пособия «Путешествие в страну настроения».
Основная часть. Цель: закреплять полученные знания об основных эмоциях профилактика эмоционального неблагополучия, формирование эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
Развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
· помочь ребенку поверить в свои силы;
· сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
· Способствовать формированию познавательной активности
· упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Пособие, в виде книги, включает в себя 11 красочно оформленных страниц, скрепленных между собой кольцами. Главная героиня Белоснежка предлагает детям отправиться в Страну Настроения на помощь к гномам, у которых случилась беда - после страшного урагана у них разрушились дома. Для того, чтобы построить гномам новые дома, дети выполняют задания, и после этого прикрепляют новый домик для гномика. На пути им встречаются семь эмоций: грусть, спокойствие, обида, страх, удивление, злость, радость. На последней странице «Приложения» находится папка, в которой размещены задания: нелепицы, пиктограмма, разрезные картинки, раскрась по цвету, найди отличия, штриховка, цветочки на полянке. Упражнения могут изменяться и дополняться. Задания, которые придется выполнить направлены на развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук, логического мышления, простых навыков коммуникации. Используя в работе данное пособие, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. Многофункциональное пособие «Путешествие в страну настроения» рекомендуется для организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях с детьми с ОВЗ, а также для совместных занятий с родителями дома.
Список литературы:1.Белопольская Н.Л.Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука настроений» Когит-Центр, 2006
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Гном и Д, 2000
3.Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. Книголюб, 2007
4.Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Генезис, 2005