Конференции
2022-12-28 09:36 Декабрь 2022

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Комарова Ирина Николаевна
методист, педагог дополнительного образования
Паринова Валерия Сергеевна
педагог дополнительного образования
МБУДО "Детский спортивно-образовательный центр" г. Воронеж

Вопросы воспитания на современном этапе развития образования являются одним из приоритетных направлений. Поэтому Концепция развития дополнительного образования детей до 20230 года определила одной из задач организацию «воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности…»

Одним из направлений в решении этой задачи является включение воспитательного компонента в содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, «…направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитания культуры межнационального общения».

При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и рабочих программ воспитания необходимо учитывать положения Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Структура рабочей программы воспитания может включать мероприятия, направленные на реализацию воспитательных задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы различной направленности. Основные требования к структуре и содержанию рабочей программы воспитания обозначены и закреплены в локальных актах образовательной организации.

Формы проведения мероприятий с обучающимися воспитательного характера могут быть самые разнообразные: беседы, видеоуроки с просмотром видеоматериалов и обсуждением темы, встречи с интересными людьми, участие в акциях и проектах, экскурсии, игровая деятельность и многое другое. Сегодня обучающиеся имеют возможность участия в конкурсах различного уровня (очных, заочных, дистанционных) на которых могут представлять свои творческие и проектно-исследовательские работы гражданской и патриотической направленности.

Очень важным моментом является включение воспитательного компонента в содержание дополнительной программы. Большие возможности для этого предоставляет использование проектно-исследовательской технологии или метода проектной деятельности, в рамках которого обучающиеся под руководством педагога дополнительного образования разрабатывают проекты и проводят учебные исследования гражданско-патриотической направленности, решают возникающие проблемы, используя свои знания и опыт, благодаря чему у них формируется собственная позиция, ответственность, понимание и уважительное отношение друг к другу. Это могут быть проекты по истории своей семьи («Моя родословная», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др.), краеведению («Юбилейные даты», «История малой родины» и др.), разработка экскурсионных маршрутов, истории России («Герои Отечества» и др.).

Большая ответственность в реализации воспитательного компонента возложена на педагога дополнительного образования. Он сам должен быть примером для обучающихся и организатором интересных, познавательных мероприятий. Для повышения компетентности в вопросах воспитания на современном этапе развития образования педагог может повысить свои знания на курсах повышения квалификации, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, принимая участие в профессиональных педагогических сообществах, где обсуждаются вопросы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы дополнительного образования различной направленности обладают огромным воспитательным потенциалом и способствуют формированию у детей и молодежи положительных качеств личности современного поколения.