Конференции
2023-07-03 12:55 Январь 2023

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Иванова Ольга Валерьевна
воспитатель, физ. инструктор
Ларюшина Полина Алексеевна
воспитатель
Головкина Юлия Васильевна
воспитатель
СП ДС "Буратино" ГБОУ СОШ № 2 п. г. т. Усть-Кинельский

Невозможно представить современное общество и людей необразованными, потому что это показатель развития и прогресса страны. Я хотел бы выделить и подчеркнуть позицию государства в этом отношении. Все сферы общества, от производственной до духовной, служат человеку, имеют воспитание и образованность, его развитие.

Размышляя о текущем состоянии образования и его перспективах, можно выделить четыре основные позиции, которые определяют новую образовательную реальность. Этот:

- глобальные противоречия современного общества;

- особенности феномена "цифрового поколения";

- "выход" образования за пределы школы;

- растущая потребность в формировании новых образовательных учреждений.

Первостепенной задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия текущим и будущим потребностям личности, общества и государства. Система образования должна обеспечивать равный доступ молодежи к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места жительства, национальности и состояния здоровья.

В контексте перехода к информационному обществу, который происходит на фоне глобализации глобального цивилизационного развития, система образования должна отвечать современным вызовам общества. Стремительное старение знаний, стремительное развитие техники и изобретений, широкое внедрение инноваций практически во все сферы человеческой деятельности способствовали появлению новой концепции развития образования, которая известна как "образование на протяжении всей жизни".

Развитие системы образования в последние годы становится все более зависимым от нового социального явления, часто определяемого в литературе как "цифровое поколение". Социологи называют это поколением детей и молодежи, родившихся после 1996 года. Именно она сегодня составляет совокупность школьников и основную часть студенческого контингента. Новое поколение в целом воспринимает и оценивает окружающий мир иначе, чем старшее, имея в своем личном опыте представления о жизни в глобализирующемся мире. Это поколение противоречиво в своих устремлениях, образе мышления и поведении, в то же время проявляя особый интерес к цифровым технологиям, наукам и искусству. Думается, что появление такого поколения в последние 20 лет не случайно – оно совпадает с противоречиями общественного развития, выделенными и наиболее ярко проявившимися в тот же период. Организация образования школьников и студентов "цифрового поколения", определение его содержания и выбор технологий представляется очень сложной задачей с педагогической и психологической точки зрения и требует новых, зачастую нестандартных организационных решений.

Сегодняшним школьникам придется жить и работать в совершенно другом мире, характеризующемся глубокой интеграцией информационных технологий в производственные процессы и обычную человеческую жизнь. Сегодня мы должны организовать образовательное пространство и процессы таким образом, чтобы подготовить их к этому. Таковы, в общих чертах, реалии современного образования, наш взгляд на перспективы перемен и возможные ответы на будущие вызовы.

В настоящее время существует множество подходов к обоснованию тенденций развития образования в XXI веке. Можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:

§ гуманизация образования как радикальный поворот от его технократической цели (обеспечение производства кадрами, их адаптация к потребностям производства) к гуманистическим целям формирования и развития личности, создания условий для ее самореализации;

§ демократизация образования как переход от жесткой централизованной и единообразной системы организации образования к созданию условий и возможностей для каждого образовательного учреждения, каждого преподавателя, воспитательницы, ученика и студентки в полной мере раскрыть свои возможности и дарования;

§ опережающее развитие общего и профессионального образования личности в зависимости от уровня развития производства, его оборудования и технологий;

§ стремление к непрерывному образованию как переход от построения "образования на всю жизнь".

Образовательные комплексы и "авторскую школу" можно считать своеобразными новыми институтами в образовании, которые обеспечивают его развитие с учетом интересов учащихся и местного общества.

В контексте трансформации роли гуманитарного образования в современном мире усложнения функций образовательных систем трансформируется деятельность руководителей детских садов и школ, колледжей и университетов. Это отражено в задачах управления, определенных компанией и органами государственного управления. Мы проанализировали подобные задачи в российской и зарубежной практике. Как традиционные, наиболее распространенные в разных странах выделяются:

- администрация

- управление образовательным процессом и оценка его качества;

- обеспечение сотрудничества с местным сообществом.

История показала, что система образования во многом определяется социокультурной ситуацией и характером экономического развития. Таким образом, в эпоху Возрождения и Реформации, под влиянием прогрессивных социальных преобразований и отхода от диктата церкви, в образовании проявились тенденции гражданского воспитания. После многолетних ограничений и христианского аскетизма дети стали воспитываться в духе "гражданина-человека", развиваясь как физически, так и духовно. Изучение наук, искусств и ремесел не только разрешалось, но и поощрялось, что давало жителям Западной Европы беспрецедентную творческую свободу. Интеллектуальная элита, как правило, формировавшаяся в стенах университетов, стала двигателем прогресса.

Парадокс акта потребления в сфере образования заключается в том, что система образования начинает оцениваться по стоимости: чем она дороже, тем значительнее, что не всегда, верно. В результате происходит искажение ценностей. Сам факт того, что образование получает неизвестную ценность от самоценности и самоцели, исходя из экономических и материальных показателей, а не из содержания и качества образования, а это уже искажение его сути.

Современное образование часто обвиняют в том, что оно неуместно, несвоевременно и вышло из употребления. Знания, которые получают школьники и студенты, отстают на 20 или даже более лет. Пытаясь наверстать упущенное и догнать реальное производство, учителя вынуждены обновлять или упрощать содержание образования, не понимая, что эта гонка бесконечна и бесплодна. Современное производство разительно отличается от производства предыдущих эпох. Прежде всего, она нацелена на недолговечность, одноразовость. В эпоху потребления и господства модные вещи не должны быть прочными, надежными и рассчитанными на длительное использование. Напротив, срок их хранения должен быть как можно короче, чтобы не прерывать цепочку постоянного потребления.

Еще одной отличительной чертой современного образования является отсутствие воспитательного и частое отсутствие в нем морального принципа. Массовая культура – это, с одной стороны, продукт общества потребления, но с другой - мощный фактор формирования новых ценностей. Сегодня массовая культура заполнила мировое информационное пространство. Культивируя насилие, стремление к наживе и эгоизм, она разрушает социальные связи, разрушает уважение к культурному наследию в человеке и оскверняет духовные принципы.

Современное образование подчиняется моде. Это определяет престиж учебного заведения, преподавательского состава, отдельных дисциплин и, как следствие, полученных знаний. И действительно, какой молодой человек сегодня не мечтает учиться в Европе или Америке, хотя всем известно, что российское образование, являющееся наследником советской школы, ничуть не хуже, а то и лучше? Почему такие невостребованные специальности, как финансы или юриспруденция, чрезвычайно популярны в обществе? И, наоборот, почему молодые люди неохотно идут учиться на учителей или врачей, в которых так нуждается общество? В эпоху капитализма и потребления, считает В. Зомбарт, мало найдется других явлений общественной жизни, которые характеризовали бы ее так четко, как это делает мода. К сожалению, мода на специальности или мода на отдельные университеты не всегда отвечает истинным потребностям человека и общества, чаще она отвечает иллюзорным.

Сможет ли образование служить истинным потребностям человека, общества и мира? Сможет ли он вернуть человека-творца, человека-гуманиста, человека, который заботится не только о себе, но и об окружающем мире? Образование, как показала история, меняет свой вектор в критические периоды. И такой период может наступить очень скоро. Будет ли у человечества будущее или его ждет саморазрушение, зависит от того, насколько быстро мы сможем изменить систему образования и воспитательной работы. Исследователи единодушны во мнении, что мир, который общество потребления представляет как полный изобилия и достатка, на самом деле таковым не является. Иллюзорная природа и беспечность человека создали глубокий кризис, который грозит катастрофой в ближайшем будущем.

Однако ясно одно – философия образования должна дать продуктивный импульс социальным реформам, должна способствовать непрерывной саморефлексии и совершенствованию педагогической практики, прогнозировать ее дальнейшее развитие в интересах всего человечества, способствовать возвращению фундаментализации, гуманизации и экологизации современного образования, без которых оно невозможно сформировать по-настоящему высокодуховные и всесторонне развитые личности.