Конференции
2023-07-06 17:38 Май 2023

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С РОДИТЕЛЯМИ

Ахмоева Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
Терешина Светлана Витальевна
методист
МБУ ДО "ДШИ № 12" г. о. Самара

От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Известно, что детские школы искусств – давно и достаточно успешно функционирующая форма художественного образования и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем целесообразно рассматривать их и как один из важнейших институтов формирования и сохранения общемировой культуры и культуры конкретного общества. В этой связи интересно оценить образовательный потенциал школ искусств, проанализировать, как они воспринимаются самим обществом, каковы основные ожидания детей и их родителей.

Огромную роль в функционировании детской школы искусств играет взаимодействие с родителями обучающегося и тут на передний план выходит педагог дополнительного образования и его огромная роль в этом процессе.

Семья для ребёнка - это место его рождения и становления, крепкий тыл. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно здесь складываются представления ребёнка обо всём, в том числе и об уважительном отношении духовным ценностям, а так же морально-этическим принципам.

Для многих родителей важно всесторонне развивать своего ребёнка и детская школа искусств в этом плане пользуется огромной популярностью. Но очень часто отдав ребёнка в детскую школу искусств и предварительно убедившись в высоком профессионализме педагогического состава школы и приемлемости и содержательности образовательных программ, считают свою миссию на этом выполненной и терпеливо ждут результатов обучения. Но нам хорошо известно, что не всем детям свойственно достигать высоких результатов, огромную роль в этом играет и мотивация самого ребёнка, и конечно же его родителей.

Огромная роль во всём этом отводиться педагогу, основная функция которого, наладить взаимодействие с родителями обучающихся, оказать помощь семье и одновременно усилить её ответственность за воспитание и обучение своего чада. Этот вид сотрудничества только в том случае будет эффективным, если педагог дополнительного образования и родители смогут выстроить своё взаимодействие на основе союзничества и партнёрства.

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.

Общение педагогов дополнительного образования с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детской школы искусств. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. В Детской школе искусств №12 сложила эффективная система работы с родителями, которая ставит перед собой следующие цели:

Основная цель школы по организации взаимодействия с родителями - повышение качества музыкального образования через создание единого воспитательно-образовательного пространства «школа искусств - семья»

1. Просветительская цель – дать родителям знаний умения и навыки видеть и понимать изменения, происходящие с их детьми.

2. Консультативная цель – организация совместного педагогического поиска методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная цель - обогащение родительского коллектива школы эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.

Из целей вытекают следующие задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания ребёнка.

3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с педагогом ДО по воспитанию обучающегося;

4. Консультировать родителей по организации учебного процесса и домашних занятий;

5. Сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы искусств;

6. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, взаимной заинтересованности и взаимного проникновения в проблемы друг друга.

7. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

8. Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические силы.

9. Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

Большинство современных родителей не видит особой необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образоания, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

1 Парадокс - с одной стороны значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

2 Парадокс – с другой стороны родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом».

В Детской школе искусств №12 городского округа Самара, на примере выстроена система взаимодействия с родителями:

- проведение общих родительских собраний,

- концертов,

- открытых занятий,

- мастер-классов,

- индивидуальных консультаций педагогов,

а также различных досуговых мероприятий.

Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга В ДШИ №12 являются концертный программы. Организация концертных программ - многоэтапный процесс, предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. Необходимо определить круг участников, придумать ход концерта, разработать и продумать оформление концертного зала, пригласить и подготовить ведущего, подумать о реквизите, сценарии, технике, зрителях. Вот тут приходится активно вовлекать родителей в процесс внутренней работы, которым предоставляется возможность окунуться в жизнь школы и творческий мир ребенка.

Очень часто родители вовлечены в организацию выездных мероприятий, помогая в сопровождении и доставке детей в музей, на открытие выставок и даже в проведении конкурсов, активно принимают участие в организации праздника для выпускников.

Огромное значение и роль в работе с родителями играют используемые эффективные методы и приёмы. Данные методы и приёмы должны быть наиболее приемлемы для работы с родителями.

Методы работы с родителями:

1. информирование (издание буклетов, бюллетеней, информационных

2. листков),

3. обмен опытом,

4. совместная деятельность,

5. индивидуальная деятельность родителей,

6. посещение открытых занятий родителями.

Эффективные формы работы с родителями:

1. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Наиболее распространённые коллективные формы:

- родительские собрания;

- дни отрытых дверей;

- «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания;

- родительский лекторий;

- вечер вопросов и ответов;

- диспут;

- встречи с администрацией, педагогами дополнительного образования.

Групповые формы:

- групповые консультации;

- практические занятия с родителями.

Индивидуальные формы:

- беседа;

- консультации;

- выполнение индивидуальных поручений;

- совместный поиск решения проблемы.

В практике взаимодействия с родителями в МБУ ДО «ДШИ №12» г.о. Самара педагогами дополнительного образования практикуются индивидуальные консультации (беседы). Во время личных консультаций обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Педагогом дополнительного образования ведётся журнал консультаций родителей воспитанников.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. В традицию творческой мастерской вошло ежегодное открытие персональных выставок учащихся 2-3 года обучения. Родители активно принимают участие в организации мероприятия, совместными усилиями создается печатная продукция, буклеты, афиши, подготовка творческих работ детей.

Родительское собрание.

В плане работы на текущий учебный год всегда запланировано проведение общешкольных родительских собраний. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Педагогами разработаны протоколы родительского собрания, где выносится общее решение и контролируется явка родителей

Педагогическое просвещение родителей

В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, наши педагоги стали использовать возможности сети Интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства. Педагоги создают группы своего детского объединения в мессенджерах и туда выкладывают актуальную информацию по разным вопросам.

МБУ ДО «ДШИ №12» г.о. Самара активно ведёт свой официальный сайт, а так же страницу «ВКонтакте» и «Одноклассники». Информацию по проведению некоторых конкурсов оповещают в средствах массовой информации. В перспективе есть завести страницу школы в мессенджере «Телеграм».

В школе практикуется наглядная демонстрация

Эта информация в виде отчетной выставки по полугодиям учащихся детского объединения изобразительного искусства. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а также её содержание.

Проводятся тематические выставки, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей. Это ежегодные запланированные и текущие выставки, и конкурсы «Рождественская палитра», выставка-конкурс «Моя семья», «Мама, я тебя люблю».

Далее хочется отметить несколько эффективных правил, которые могут помочь педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать, давить и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не делайте поспешных выводов.

- Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдёт к родителям.

- Улыбайтесь.

- Называйте родителей по имени, отчеству, обращайтесь только на «вы».

- Будьте хорошим слушателем (умейте слышать и слушать, это 80% успеха).

- Держите паузу.

5. Всегда показывайте родителю его значимость.

Использование перечисленных форм работы с семьёй позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребёнком, так и с педагогической общественностью школы в целом.