Детство - важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у детей формируются духовно-ценностные ориентиры. Актуальность духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры. При этом речь идет о возможности построения воспитательной системы в рамках детского сада и семьи. Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания морально- этических качеств, потому что сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для духовно- нравственного воспитания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное развитие и гармоничное формирование личности, возможности практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением. Духовно- нравственное воспитание человека является приоритетом семьи. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям ребенок впитывает от родителей и педагогов не только практический жизненный опыт, но и моральные качества. Воспитательная система нашего детского сада и особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Определяющими принципами в работе нашего детского сада являются:
· формирование уклада жизни воспитанников в соответствии с духовно- нравственными традициями русского народа;
· содействие развитию у детей начал исторического сознания, осознанного благоговейного отношения к русской святости и русским святыням;
· ориентация образовательной деятельности на изучение истории своего края;
· ориентация на ознакомление дошкольников с народным искусством;
· семейные традиции.
Воспитательная система нашего детского сада имеет целью создание единого пространства личностного и духовно- нравственного развития воспитанников путём взаимодействия родителей, педагогов и социальных институтов. Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. Проводя образовательную деятельность, воспитатели и педагоги в каждой лексической теме, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной и досуговой деятельности включают задачи по воспитанию у воспитанников духовно-нравственных качеств, подбирая наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения. В этих целях используется художественная литература, стихи, фольклор, доверительные беседы и, конечно, игры – т. е. всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной. Еще одним мощным средством нравственного воспитания являются сказки. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому она творение народа. Через сказку дети лучше усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Анализируя работу по данному направлению, все специалисты нашего детского сада пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Семья играет центральную роль в сознании ребенка и то, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе. Именно поэтому, в нашем детском саду большое внимание уделяется работе с родителями по оказанию им помощи в укреплении статуса семьи в духовном становлении детей. Усвоение ребенком знаний, формирование нравственных качеств, может быть успешным только тогда, когда все его окружение, а это детский сад и родители устанавливают между собой необходимый для этого доверительный контакт. Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Семья и дошкольное учреждение - два важных института в вопросах воспитания и развития ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Первоочередная задача нашего образовательного учреждения - это определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка. Поэтому мы в своей работе с семьёй опираемся на родителей как на равноправных участников по формированию детской личности. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Положительные результаты достигаются при умелом сочетании разных форм работы дошкольного учреждения с семьей, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей-воспитанников. В настоящее время актуальными задачами для нашего детского сада продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Мы их приглашаем на семинары-практикумы, проводим деловые игры, диспуты, дебаты, круглые столы, совместные проекты. Все эти формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Так же специалисты нашего детского сада проводят с родителями анкетирование, творческие мастерские, конкурсы, тренинги, интерактивные формы родительских собраний. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание сайта детского сада, чатов групп детского сада в социальных сетях - всё это является неотъемлемой частью просветительной работы с семьями. Эта работа направлена на создание информационно- коммуникативной среды, презентации, популяризации жизни и достижений воспитанников. Сайт детского сада имеет раздел «Родителям» где представлены информационные материалы, также создана группа детского сада в социальных сетях «В контакте». Самой популярной формой взаимодействия с семьями являются конференции для родителей, это классическая форма, но главная цель этого мероприятия - обмен опытом семейного воспитания. Наша задача - помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. В своей каждодневной работе мы стараемся заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью развить у детей уважение к обществу, традициям семьи, родному краю отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Очень ложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий мы включаем праздники с народными традициями, чтобы сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения, чтили и любили памятные даты своего Отечества. Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо». Во время проведения образовательной деятельности мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу. В своей каждодневной работе мы стараемся заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, педагогами и детьми настоящего времени, поэтому нам ещё предстоит огромная работа по воспитанию будущего поколения.
Список литературы:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987 - С. 27 - 41.
5. Ссылка на ресурс сети Интернет: Детская Библия https://bibleonline.ru/children/ibt/.