Шатай Н.В., Маршова Е.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шатай Наталья Валерьевна, Маршова Елена Владимировна учителя начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "средняя образовательная школа № 25", г. Абакан
Библиографическое описание: Шатай Н.В., Маршова Е.В. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».
На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.
Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».
Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду к знаниям, поддерживать и подавать правильный пример.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Развитие познавательной деятельности учащихся была и остается одной из главных задач в обучении. Поэтому в своей работе каждый педагог использует различные методы и приемы интерактивного обучения.
Что такое интерактив? (На доске вывешиваются буквы.)
И – игра
Н - новизна
Т – творчество, труд
Е - единство
Р–развитие, радость
А - активность
К–коммуникативность, креативность
Т–творчество, трудолюбие
И-интерес
В-взаимодействие
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:
· Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
· Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
· Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Формами интерактивного обучения являются:
Ø Работа в статичных парах или парах сменного состава;
Ø Работа в малых группах;
Ø Игровое сотрудничество.
Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:
Ø Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Ø Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
Ø Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Ø Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Ø Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Ø Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Ø Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений.
Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых нами на уроках математики во 2 классе. Для того, чтобы разбить класс на микрогруппы, мы используем следующий прием:
1. Группирование учащихся класса.
Группирование – это метод создания пар или подгрупп для дискуссий, мозгового штурма, ролевых игр, решения проблем или другой подобной деятельности под руководством учителя. Группирование имеет значение любой момент урока. В тоже время эта деятельность поможет получить удовольствие от работы, создать дружеские отношения и придать ученикам энергии. Приветствие: предложите каждому загадать число – один, два, три – какая кому нравится. Пусть никому об этом не говорят. Теперь пусть найдут своих «нумерологических, духовных братьев и сестер»: ничего не говоря, пусть пожмут друг другу руку. Если мое число один, то я жму руку один раз и т. д. Те, у кого одинаковое число, объединяются и продолжают искать других с таким же самым числом.
2. Определение темы, цели и задач урока «Корзина идей»
На этапе определения темы, цели и задач урока мы используем прием: «Корзина идей». Например: тема урока «Обратные задачи». Учащиеся определяют «Что узнаем», «Чему будем учиться». Идеи учеников складываются в корзину.
3. Метод «Карусель».
Этот метод способствует одновременному включению всех учащихся класса в активную работу, например, для интенсивной проверки объема и глубины знаний на уроке математики. Для этого нужно разделить детей по вариантам, потому что они сидят парами, учащиеся, которые сидят на первом варианте, будут недвижимыми («бережок»), а учащиеся, которые сидят на втором варианте – движимые («реченька»). Таким образом, все сидят друг напротив друга. По сигналу учителя учащиеся второго варианта перемещаются на одну парту вперед через определенный промежуток времени (с интервалом 1-2 минуты), который дается для их общения между собой, так называемых сменных пар. Один ученик, «бережок», выступает в роли учителя, а второй ученик, «реченька», - в роли ученика. В процессе работы каждый ученик «реченька», перемещаясь, должен получить вопрос от первого, второго, третьего и т. д. учеников из варианта «бережок», то есть каждый ученик «реченька» должен ответить на 12 вопросов и побывать на каждой парте каждого ряда.
4. «Математические пазлы»
На этапе работы с задачами, используем метод «Математические пазлы». Детям раздаются пазлы с задачами, которые нужно решить и найти к ним обратные задачи. Если дети правильно решат задачу и найдут верные обратные задачи, то пазл составится.