Публикации
2023-09-01 10:26 2020 (№ 3-16)

Колобовникова Г.В. РУЧНОЕ ВЯЗАНИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОСТО И ИНТЕРЕС-НО

Библиографическое описание: Колобовникова Г.В. Ручное вязание для младших школьников просто и интересно // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость умственного, творческого труда, тем больше уверенности в том, что из него вырастет умелец…».
В. А. Сухомлинский

(Из опыта работы по обучению ручному вязанию детей младшего школьного возраста)

В настоящее время занятие ручным вязанием вновь стало популярным среди подростков. Современного школьника не приходится убеждать в том, что владение несложными приемами вязания позволит создать модные предметы одежды, интерьера. Огромный выбор инструментов и материалов, приспособлений, фурнитуры облегчит работу ребенка, сделает ее более интересной. А наличие разнообразной литературы по вязанию помогает в воплощении творческих идей.

Необходимо заметить, что некоторое время назад в творческое объединение приходили дети, с начальными знаниями по вязанию. В настоящее время вязаную одежду покупают в магазине. И не удивительно, что маленькая девочка не знает, с помощью каких инструментов и техник выполнено то или иное изделие. Еще одно обстоятельство, осложняющее освоение детьми ручного вязания – слабое развитие моторики пальцев рук.

На основе анализа этих трудностей у меня как педагога появилась идея разработать цикл занятий по подготовке младшего школьника к вязанию крючком и спицами. В педагогической литературе отмечено, что вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля.

В первом полугодии обучающиеся работают с бумагой, картоном, нитками, учатся построению композиции декоративного изделия. Со второго полугодия начинается ознакомление детей с новым видом рукоделия – вязанием. Цель этих занятий – формирование интереса и желания овладеть ручным вязанием. Вводное занятие по теме проходит в форме путешествия в «Королевство вязания». Детям предлагается рассмотреть карту королевства, назвать его «жителей». Так дети знакомятся с материалом и инструментами для вязания. Продолжая «путешествие» по карте, обсуждаем, у кого какой «домик». Так мы знакомим детей с правилами техники безопасности работы с инструментами. Затем обучающимся предлагается задание: рассмотреть «фотографии» принцесс Королевства, придумать им имена, истории, охарактеризовать их рабочее место. Так дети сами формулируют правила организации рабочего места вязальщицы.

На этапе закрепления теоретического материала используются загадки, стихи об изученных инструментах, проводятся дидактические игры: «Домик для крючка и спиц», «Подбери ниточки к крючку». С целью развития мелкой моторики, закрепления знаний о видах пряжи применяются такие игровые упражнения: «Клубочки» (Ход упражнения: размотать большие клубки пряжи и смотать в маленькие клубочки. По окончании игры дается задание творческого характера: «превратить» клубочек в какое-либо животное, добавив необходимые детали), «Цветные ниточки» (Оборудование: остатки пряжи разных видов, шаблоны предметов с прорезями по контуру. Ход упражнения: применяя осязательные умения, подобрать к данной фигуре подходящую по фактуре пряжу. Намотать пряжу хаотично по контуру фигуры).

Последующие занятия имеют целью обучение детей владению вязальным крючком, выполнению основных приемов вязания крючком. В реализации цели помогут такие игровые упражнения: «Множество ниточек» (Оборудование: шаблоны фигур с разным количеством отверстий по контуру. Ход упражнения: отмерить от клубка пряжи длину нити с помощью шаблона, навесить нити в каждое отверстие, имитируя вязание воздушных петель цепочки), «Бесконечные цепочки» (Ход упражнения: связать разноцветные цепочки разной длины из остатков пряжи. Из вязаной цепочки выполнить детали аппликации).

Итак, наполнение занятий игровым содержанием на начальном этапе обучения детей младшего школьного возраста ручным вязанием повысит мотивацию и интерес ребенка при освоении этого непростого, но очень увлекательного направления декоративно-при-кладного творчества.

Библиографический список

1. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя / Н.А. Горяева:М., 1991.

2. Новикова, И. В. Вязание крючком в детском саду / И. В. Новикова.— Ярославль: Академия развития, 2008. — 112 с.

3. Русакова, Т.Г. Урок изобразительного искусства в начальной школе: диалог, игра, творчество / Т.Г. Русакова, Л.С. Волосенкова. — Оренбург: ОГПУ, 2005. — 212 с.

Приложение. Игры и игровые упражнения для обучающихся

Путешествие в «Королевство вязания»

«Домик для крючка и спиц»

«Клубочки»

«Цветные ниточки»

«Множество ниточек»

«Бесконечные цепочки»



Сведения об авторе

Колобовникова Галина Вадимовна, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи», Россия, г. Оренбург.