Евсеева Татьяна Вячеславовна воспитатель Кузьменко Елена Богдановна воспитатель Мустафина Алсу Мидихатовна методист ЧУ СОШ «Ретро», г. Москва
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.
В этой статье мы расскажем, как с помощью метода сказкотерапии можно обучить ребенка грамоте.
Несколько слов предыстории …
Двадцать пять лет назад екатеринбургский ученый Александр Лобок, работая с группой шестилетних детей, изобрел и исследовал неожиданную форму обучения грамоте. Он быстро записывал за детьми множество их высказываний, а в ходе обсуждения возникающих текстов, характера записи, ситуаций общения как бы сама собой происходила постановка и навыков чтения, письма и счета. Причем результаты такой работы оказались существенны и без прямой связи с обучением грамоте.
КАК РАБОТАЮТ С УТРЕННИМИ СКАЗКАМИ У НАС
Каждое утро начинается с встречи воспитателя и ребенка, один на один. Это те редкие и крайне важные минуты, когда внимание воспитателя целиком и полностью принадлежат только ему.
У каждого есть свой блокнотик, в который он изо дня в день записывает свои мысли и рисует иллюстрацию к ним – самое важное, с чем он пришел сегодня и то, что должно быть обязательно услышано всеми.
Со своим рисунком ребенок подходит к воспитателю и рассказывает историю, которую воспитатель записывает со всеми подробностями, не исправляя детские неточности, слово в слово, как рассказал.
Каждый будний день ребенок тренируется переводить свои мысли в рисунок, потом в текст, наблюдает, как созданные им образы выходят из – под карандаша воспитателя в виде букв, слов, предложений. И самое главное, без обучения грамоте сам пишет дату (число, месяц, день недели), но постепенно. До нового года число и дата, после добавляем день недели. Таким образом, без заучивания ребенок знает все дни недели, месяца года, числовой ряд.
Здесь очень важна системность, то есть каждый день одно и то же из месяца в месяц. Достаточно не «интересный» и не «творческий» вид деятельности для воспитателя записать все тебе сказанное – без всяких комментариев и изменений. Но результат! В каждом тексте открывается что-то сокровенное, часть души и мыслей ребёнка, которые он доверяет любимому воспитателю. А также возможность наговорить то, что хочется, для детей оказалась возможностью выплеснуть свои эмоциональные зажимы.
Детям зачем-то нужно рассказывать кому-то про свою жизнь, как и нам, взрослым, нужно чтобы кто-то нас выслушал и услышал без коррекции, а именно так как сказал. Через такую ежедневную работу у ребенка развивается способность выражать свою мысль, связать слово и изображение, услышать и удержать в памяти не только свое, но и чужое.
Когда дети диктуют свою историю взрослому, то учатся удерживать собственные мысли и повторять сказанное – в общем да, но требует пояснений.
Роль взрослого в этом процессе:
1. Важный повод для формирования у ребенка собственного слуха на понимание своей и чужой речи (наработка навыка умения слушать и слышать)
2. Повод затормозить свою мысль, а значит, успеть «обкатать» ее на внутреннем языке, попробовать поработать над ее формой – начать работу собственного грамматического редактирования произносимых фраз.
Есть мнение, что предлагать детям сочинять изо дня в день какие-то тексты – это постное и однообразное задание. Не лучше ли предлагать работу в «разных жанрах» - например, коллективно сочинять сказки?
Этот жанр довольно быстро утомляет (хотя ничего не мешает, и попробовать – это достаточно весело и забавно) НО исчерпывают себя. А вот взгляд внутрь себя – формирует потребность описывать все более глубокие слои и более разнообразные оттенки своего личного переживания и мировосприятия, в такой работе можно «услышать» подсознание.
Еще раз о процессе записи детских сказок.
Мы стараемся не вмешиваться в речь ребенка, реже задавать вопросы, чтобы не сбить ребенка с его ритма. Насколько имеет смысл вмешиваться в тексты и вытягивать из двух предложений дальнейший сюжет? Имеет. Потому что, задавая вопросы, мы развиваем воображение ребенка и учим выстраивать сюжетную линию.
Искусство воспитателя – понять, когда ребенок идет «в глубь» себя, а когда «скользит на поверхности». Распознать просто – идет в глубь – текст становиться более сложным и интересным. Скользит по поверхности – повторяет сам себя, и когда и ему самому, и воспитателю становиться скучно. Ведь сложность текста – это зеркало, отражающее реальную сложность внутреннего мира ребенка, поэтому если «не вмешиваться», то это свидетельствует о стремлении ребенка погружаться в глубину своего «я».
Вот и все, это главное про сказки. Суть очень проста. В центре событий стоит ребенок со своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Через наш метод ребенок может поделиться собой, быть принятым и услышанным, принять другого и избавится от внутреннего напряжения.