Казакова М.Г. КЛАССНЫЙ ЧАС «В ДРУЖБЕ – СИЛА!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Библиографическое описание: Казакова М.Г. Классный час «В дружбе – сила!» для учащихся 1 класса // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения.
Развивающие:
- развивать умение отличать плохое от хорошего.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Форма проведения: беседа – рассуждение.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Необходимое оборудование: толковый словарь, компьютер, проектор, конверты с пословицами, аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», мультфильм «По дороге с облаками», выпуск №209 «Ералаша», цветные карточки со словами – качествами человека.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I.Организация класса. Эмоциональный настрой
Просмотр мультфильма «По дороге с облаками»
II. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, почему же тигрёнку было сначала скучно, а потом стало весело? (Скучно, потому что он был один; весело, потому что он обрёл друзей)
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?
(О друзьях, о дружбе)
- Сегодня мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!
III. Знакомство с понятием "дружба”
- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними, нам нужно будет поработать в группах.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит то, о чём в ней говорится.
1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
2-я группа "Без друга на душе вьюга”.
3-я группа "Старый друг лучше новых двух”
IV. Чтение и обсуждение стихотворений, просмотр видео.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- А сейчас нам с вами нужно объяснить значение следующих слов:
«Дружба-приятель-товарищ-друг»
- Кто такой «друг»?
- Что значит «дружить»?
- Как вы думаете, «друг» и «приятель» - одно ли значение у этих слов?
- С кем можно дружить?
- А теперь давайте заглянем с вами в токовый словарь С.И.Ожегова и прочитаем в нём объяснение данных слов.
Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ– человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Толковый словарь»)
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
Вывод: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды.
- Ребята, давайте прослушаем стихотворения и обсудим их вместе.
1 стихотворение «Все живут не тужат…»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружись я с Ильиной - стану знаменитой!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись xoть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
Вопросы для обсуждения:
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
-Что бы вы ей посоветовали?
-Можно ли заставить насильно дружить?
2 рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Тоня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже...
Вопросы для обсуждения:
-Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
-Почему мама так ответила Тоне? Почему девочка стала хуже?
-Кого из девочек можно назвать настоящим другом?
– Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» А.Л.Барто и «Жадина» Я.Аким)
«Сонечка»
Тронь её нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! —
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится —
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!
Жадину я ни о чём не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому — честно, ребята, скажу —
С жадными я никогда не дружу!
Просмотр выпуска «Ералаш» № 209 «Настоящий друг»
Вопросы для обсуждения:
-Кого из ребят можно назвать настоящим другом? Почему?
-Что бы вы им посоветовали?
-Можно ли заставить дружить насильно?
(ответы детей)
V. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.
- Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Сейчас мы с вами будем из положительных качеств настоящего друга составлять цветок "Дружбы”. У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе. (Работа в группах)
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.
– Вам нравится?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
VI. Определение "Законов дружбы”
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?(ответы детей)
- Разместим эти законы в нашем классном уголке.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
VII. Итог.
Песня «Если с другом вышел в путь»
- Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба! Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!