Публикации
2023-09-26 10:56 2021 (№ 17-31)

Сергеева Е.С. ПРОСТО О СЛОЖНОМ: ТЕХНИКА КОУЧИНГА

Библиографическое описание:
Сергеева Е.С. Просто о сложном: техника коучинга // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Визуализация. Метод обратной задачи

Это способ создания образов будущего

Правила:

1. Диссоциация – из третьего лица – он, она, та…

2. Ассоциация – от первого лица – Я (войди в картинку)

3. Здесь и сейчас – из реальности.

Алгоритм:

1. Предложите клиенту увидеть себя со стороны

2. Попросите описать – что видишь, что слышишь, что чувствуешь

3. Попросите ассоциироваться с образом – что чувствуешь?

4. Попросите вернуться в здесь и сейчас – что ценного

Модель Т - «А что еще?»

Вопрос, расширяющий сознание.

1. Задайте открытые вопросы, помогающие расширить беседу

2. Задавайте вопрос «А еще?»

Умные цели SMART

Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху дела — правильно сформированные цели. SMART цели — умные цели.

Что такое цель? Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная.

M – measurable - измеримая, значимая, мотивирующая.

A – attainable - достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.

R – realistic - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.

T - time-based - на определенный период, своевременная, отслеживаемая.

Формулируем правильную цель:

· Насколько это зависит от вас?

· Что важного?

· Как повлияет на другие сферы?

· Что конкретно?

· Как вы поймете, что цель достигнута?

· Насколько реальна цель?

· Насколько актуальна?

· К какому сроку?

«Линия времени»

Линия времени помогает человеку достичь поставленной цели.

1. Попросите клиента озвучить цель

2. Нарисуйте линию времени

3. Попросите клиента назвать ключевые – реперные точки на пути достижения цели. Отметьте их на линии времени.

4. Ассоциируйте клиента с первой реперной точкой

5. Диссоциируйте клиента с первой реперной точкой и спросите о плане

6. Т.д. со всеми реперными точками (в зависимости от цели клиента)

7. Поместите клиента в будущее – визуализируйте и оцените как каждая ситуация связывает все в единый процесс в единое целое

8. Диссоциируйте клиента и просите клиента оценить как каждая ситуация связывает все в единый процесс в единое целое

9. Первый шаг

Техника «Шкала»

Техника, которая помогает сверять уровень приближенности к цели, к желаемому результату. Помогает построить шаги по достижению цели.

1. Предложите дать шкале название

2. Попросите описать – что такое 10

3. Задайте вопросы:

- на каком уровне от 1 до 10 находится сейчас…

- если бы вы поднялись на 1 по шкале, что было бы по-другому? Что вы видите, слышите, чувствуете?

- если бы вы поднялись на 1 по шкале…

- что вам нужно сделать еще, чтобы оказаться на 10.

Техника шкальных оценок

1. Определить цель, направленную на исследование полярных состояний;

2. Выбрать место коуч-позиции;

3. Отметить значение на линии (центр и крайности);

4. Двигаться к отрицательной полярности;

5. Из коуч-позиции осознать;

6. Двигаться к положительной полярности;

7. Из коуч-позиции осознать;

8. Встать на шкалу, исследовать полярности, сделать выбор.

Техника «Колесо»

Данная техника является базовой во многих школах коучинга, ее можно использовать как в life-, так и в бизнес-коучинге. Кроме этого, технику «Колесо» можно эффективно использовать в ситуациях самокоучинга.

Колесо помогает определить наиболее важные жизненные сферы, а также показывает степень удовлетворенности каждой из сфер.

1. Дать название сегментам и расположите их на колесе

2. В каждом сегменте описать, что является 10 баллами

3. На каждом уровне от 1 до 10 находитесь в каждой сфере?

4. Изменение в какой сфере позитивно повлияет на все остальные?

5. Если бы вы поднялись на 1 по шкале в этой сфере, что было бы по-другому?

6. Что сделать, чтобы подняться по шкале? Что будет первым шагом?

«Колесо 360°»

Цель техники: поиск нового взгляда на мир, отношения роли; оценить разнообразные возможности, сделать выбор.

1. Роль из реальности до сессии:

- назовите роль

- опишите поведение из этой роли «+», «-» в перспективе

2. Повернитесь по кругу на 90 градусов:

- какая есть еще роль, кроме той, которую вы уже отметили?

- опишите поведение из этой роли «+», «-» в перспективе

Еще раз повернитесь по кругу на 90 градусов. И еще раз повернитесь по кругу на 90 градусов. Круг пройден.

3. Какой из перечисленных взглядов вам кажется самым эффективным?

Какое поведение вы выбираете? (возможно синтезировать)

«Мой проект в лучах солнца»

1. Назовите ресурсы вашего проекта

2. Разместите названные ресурсы на колесе

3. От 1 до 10 насколько каждый ресурс полезен для вашего проекта?

4. Какие ресурсы вы выбираете?

5. План действий, первый шаг.

Технология «Быть. Иметь. Делать»

Ценностный образ себя

Быть:

- какая цель?

- кто вы там?

Иметь:

- какие качества вы хотели бы иметь, чтобы достичь цель?

Делать:

- как вы можете вспомнить этот образ, чтобы быть в нем?

- какие виды «напоминалок» помогли бы вам?

- чтобы вы могли сделать, чтобы быть в этих качествах?

«Код уникальности»

1. Посмотрите на себя со стороны и составьте список своих качеств

2. Посмотрите на себя глазами своих друзей, какие сильные качества они видят в вас?

3. Посмотрите на себя, в важных для вас достижениях, когда вы проявили свои лучшие качества, что это за качества?

4. Какие 20% ваших качеств дают 80% успеха?

5. Как распорядитесь этим списком? Когда и в какие моменты вы хотели бы обращаться к этому списку?

Тема 7. «Пирамида логических уровней»

Техника применима в ситуациях, когда вам необходимо всесторонне взглянуть на вашу цель; когда чувствуете, что зашли в тупик.

1 уровень - Окружение. Вопрос - где?

Ответьте, когда вы планируете достичь цели, где это будет, кто будет с вами рядом

2 уровень – Действие. Вопрос – что делать?

Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?

3 уровень – Способности. Вопрос – как?

Какими навыками и способностями вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у вас уже есть, а какие требуют развития?

4 уровень – Ценности. Вопрос – почему это важно?

Что важного и ценного вы получите, достигнув этой цели? Что ценного привнесут в вашу жизнь полученные навыки и опыт? Как измениться ваша жизнь, когда вы достигните цели?

5 уровень – Идентификация. Вопрос – кто?

Кем вы будете, когда достигните своей цели? Кем вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что вы скажете себе в этот момент достижения цели?

6 уровень – Миссия. Вопрос - ради кого?

Для кого еще важно достижение цели, поставленной вами? Кто будет рад, получит пользу от ее достижения.

Ответив на все эти вопросы, спускаемся вниз по тем же уровням.

Правила использования Пирамиды логических уровней

Вы можете:

1. Задавать вопросы последовательно снизу вверх

2. Задавать вопросы последовательно сверху вниз

3. Задавать вопросы последовательно с нижнего уровня до верхнего и обратно

4. Задавать вопросы с более высокого уровня, чем тот, на котором сейчас клиент

Главное! Каждый следующий вопрос задавайте с уровня выше!

С какой целью коуч использует «Пирамиду логических уровней»

1. Осознанность информации

2. Найти решение

3. Создать раппорт



«Совет директоров» («Стол менторов»)

1. Запишите вопрос

2. Попросите назвать трех людей, от которых клиент хочет получить совет

3. Попросите описать место встречи

4. Клиент приглашает первого гостя и задает ему вопрос

5. Второму и третьему гостю задает вопрос

6. Клиент задает вопрос всем гостям

7. Коуч зачитывает варианты ответов и предлагает клиенту выбрать самый ценный.

«Стратегия Уолта Диснея»

Методика креативности, которая проводится в форме ролевой игры, в которой участники рассматривают поставленную задачу с трех точек зрения: творческой, реалистичной и критической.

Цель техники: организовать процесс мышления человека при планировании таким образом, чтобы помочь ему использовать уже имеющиеся у него творческие способности в нужное время и нужном месте.

Расположите на полу 3 листа бумаги с надписями: мечтатель - реализатор-критик.

Мечтатель

Реализатор (практик)

Критик

Творческий человек, энтузиаст, который предлагает разнообразные, даже нереальные варианты решения проблемы

Занимает трезвую и прагматичную позицию и предлагает, как структурировать, спланировать работу и определяет какие шаги нужны для реализации решений проблемы

Оценивает ценность идей, находит ошибки в предложенном и идентифицирует слабые места в предыдущих предложениях



1. Этап «Целеполагание» Мечтатель. Цель этапа: формулировка цели.

Вопросы:

- что хотите?

- что важного вам это даст?

Как узнаете?

2. Этап «Реализация» Практик. Цель этапа: разработать план реализации идей мечтателя.

Вопросы:

- как именно будет реализована эта идея?

- что будет первым шагом, что вторым…?

- как вы проверите критерии достижений?

- кто будет достигать?

- что дает каждый шаг?

- когда вы усилите активность и обязательства?

3. Этап «Разумная критика» Критик. Цель этапа: проверка на реалистичность, экологичность, согласованность с другими целями.

Вопросы:

- может ли кто-либо быть против этой идеи?

- что может помешать вам?

- когда вы сами не захотите действовать?

- какие плюсы от настоящего положения?

- как вам сохранить эти плюсы после реализации ваших планов?

«Прогулка к мастерству»

ü Зарождение: этап хаоса, есть идея, но не понимаешь, что хочешь;

ü Концентрация: сбор информации

ü Движение: действия для достижения цели;

ü Стабильность: деятельность приносит результат, зона комфорта. Опасность. Кризис.

ü Прорыв: увеличение качества, все «изюм», ядро успеха.

ü Мастерство: вершина

Техника «Если бы ты был животным…»

1. Представь себе, что, если бы у Вас была возможность на один день стать животным. Какое бы вы выбрали?

2. Что тебе нравится в этом животном? Назови 3-5 качеств.

3. Что вам нравится в этом качестве 1, 2, 3, 4, 5. Что тебе важно в нем?

4. Как сейчас это присутствует в твоей жизни от 1 до 10.

5. А сейчас из этого всего, что является для тебя наиболее приоритетным, по отношению к той цели, которую ты перед собой ставишь.

6. Если бы это уже присутствовало, то как бы другие узнали об этом?

7. Как ты себя ощущаешь, когда это у тебя есть.

8. На чем сейчас ты можешь сконцентрироваться, на каких первых шагах. Когда ты это сделаешь?

Техника поощряющих вопросов (для работы с командой)

Вспомните историю позитивного командного взаимодействия.

1. Что, где, когда происходило?

2. Что делала команда? Ваша роль в ней?

3. Почему эта история запомнилась? Как продвигалась команда?

4. Почему рассказываешь нам?

5. С какими пожеланиями обращаешься к нам?

6. Если все серьезно отнесутся к твоим пожеланиям, то кем мы становимся тогда?

Группа выписывает все пожелания и оформляет картину «Наша команда»

Система координат Рене Декарта



Техника «Юбилей»

1. Контракт

2. Какой это юбилей? Время, место…

3. Какой ты там? Взгляд со стороны.

4. Кто пришел на юбилей? Что говорят?

5. Ассоциируйся с юбиляром, посмотри как он прошел этот путь, какие вехи.

6. Как если бы ты встретился с юбиляром, какой бы он дал тебе совет?

7. Возвращение в настоящий день – твои действия.

Источники:

· http://prosto-coach.ru/ - О коучинге – просто!

· Рабочая тетрадь «Коучинг нового мышления» / Международная программа обучения коучингу. Авторы: Александра Прицкер, директор Международного Университета Global Coaching и Ольга Рыбина, директор программ Международного Университета Global Coaching.