ПРОЕКТ «ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Земскова Татьяна Ивановна воспитатель ГБОУ СОШ № 3 Детский сад «Сказка», Самарская область, г. Нефтегорск
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема:
Много раз, наблюдая с детьми в окно, когда идет дождь, и мы не идем гулять, у ребят появились вопросы. Например, очень интересно, почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем? Это и стало причиной возникновения нашего проекта.
Цель:
Выяснить, как образуется дождь.
Задачи:
- Формировать представления детей об испарении жидкостей (солнце – пар – туча – дождь).
- Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей.
- Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Привлечь родителей к совместной деятельности (эксперименты и игры с водой в домашних условиях).
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседу, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихи, пословицы, поговорки, загадки, приметы о дожде.
- Воспитывать наблюдательность, любознательность, формировать экологически правильное поведение в природе.
Гипотеза:
- Туча надувалась, надувалась и лопнула.
- Вода испарилась из рек, а вверху, от холода, из пара превратилась в воду и упала на землю.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Организовать цикл наблюдений в природе (за дождем, облаками, тучами).
На основе всех полученных данных, дети самостоятельно приходят к выводу:
«Дождь идет потому, что греет солнце и вода испаряется. В воздухе прохладно и пар превращается в капли воды. Капли соединяются в облака, те–в тучи. Капли становятся большими и тяжелыми и падают на землю.
В результате работы над проектом, дети научились самостоятельно находить ответы на свои вопросы, строить план своего исследования и следовать ему, научились выделять основные понятия, делать предположения, выводы, задавать вопросы и обобщать полученные знания. Свои теоретические знания дети проверили на практике – в экспериментальной деятельности.
На основе проведенных опытов в детском саду и дома, совместно с родителями узнали, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём.
Дальнейшее перспективы реализации проблемы на этапе совершенствования.
Исследуя данное природное явление, совместно с детьми пришли к выводу, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.
Поняли, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе».
И у детей появился новый интерес узнать, почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь?