Публикации
2023-08-30 16:52 2019 (№ 1-2)

Капустина Т.В. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-М КЛАССЕ «ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ. А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Библиографическое описание: Капустина Т.В. Урок литературного чтения в 3-м классе «Особенности авторской сказки. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Цель: содействовать формированию у учащихся представлений об особенностях авторской сказки, познакомить со сказкой А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Задачи

Предметные УУД:

- создать условия для развития у учащихся умения

- осознанно, правильно и выразительно читать текст;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, характеров;

- менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи;

- понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части;

- осуществлять анализ, проводить сравнение4

- обобщать, владеть основами смыслового чтения текста.

Метапредметные УУД:

Создать условия для развития у учащихся умения

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

- реализовать потребность в общении со сверстниками;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению.

- сохранять мотивацию к учёбе.

Ход урока.

I Организация класса. Мобилизующий этап.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится. (Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно.

Поэт Владимир Солоухин говорил: «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнётся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть «У Лукоморья» - 3-4 человека.

- Что такое лукоморье?

III. Сообщение темы урока.

А сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха.

Как называется эта сказка?

Кто её автор?

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник. Прочитайте название произведения.

Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка)

Что ещё можно узнать из заголовка? (О героях)

Кто изображён на иллюстрации?

Где будут происходить события7 (У моря)

2. Словарная работа.

Невод

Откуп

Кликать

Простофиля

Землянка

Браниться

Очи

Корысть

Душегрейка

Эти слова встретятся в сказке. Какое слово уже можете объяснить?

Игра «Рыбалка».

Попробуем объяснить значение слов. (Работа в парах.)

Удочка одна на двоих. Необходимо договориться какую рыбку вытянуть. На рыбке слова. Объясните значение этих слов

(выбрать подходящее из предложенных объяснений).

Слова написаны на рыбках, объяснения к рыбкам прилагаются. Выбрать нужное.

Очи глаза

Душегрейка жилетка

Чупрун чуб

Пуще больше

Смилуйся сжалься

Кликать звать

Корысть выгода

Ветхая землянка старый дом вырытый в земле

Простофиля глупый несообразительный человек

Браниться ругаться

Невод большая рыболовная сеть

откуп плата

3. Чтение сказки.

Часть 1.

а) Чтение сказки учителем.

б) Работа по содержанию.

- Где жил старик со старухой?

- Как жили?

- Сколько лет?

- Чем занимался старик?

- Чем занималась старуха?

- Найдите сказочные приметы? (Троекратные повторы, волшебный герой – рыбка)

- Где в её словах обращение?

в) Чтение сказки детьми.

Часть 2

а) Чтение учителем 2 части.

б) Работа по содержанию.

-Как разговаривает старик? (Ласково, тепло)

- Как они рассказывает о чуде старухе? (С удивлением)

- Как отнеслась старуха к рассказу старика? (Забранила)

- Определите тон чтения этой части? (Спокойный)

- Что попросила старуха?

- Что произошло с морем?

в) Чтение 2 части детьми.

Часть3

а) Чтение 3 части учителем.

б) Работа по содержанию.

- Довольна ли осталась старуха? Поблагодарила ли старика и рыбку?

- Как старуха отнеслась к старику?

- Что происходило с морем? Почему?

- Чем заканчивается сказка?

- Как вы понимаете выражение «Остаться у разбитого корыта»

V. Характеристика героев.

На доске:

Старик старуха

Добрый злой

Бескорыстный жадный

Скромный хвастливый

Уважительный грубый

Ненасытный

Покладистый властный

Простой неблагодарный

Подобрать характеристики к героям.

Какой старик?

А какова старуха?

Соотнеси пословицу и героя. Рыбка, старик, старуха

Держать слово

Не в свои сани, не садись

Долг платежом красен

Сделав худо, не жди добра

За большим погонишься, малого не увидишь

Заячья душа

Петя Васин на все согласен

За худым пойдешь-худое найдешь.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

А теперь оцените свою работу на уроке: если у вас не было сложностей, прикрепите на цветок желтый лепесток, если все таки были трудности – зелёный. Если урок показался вам очень трудным и весь урок молчали – красный.

Посмотрим какой цветок у нас получился.

Многие оценили свою работу жёлтым лепестком и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

Сведения об авторе

Капустина Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Средняя Общеобразовательная Школа № 3", Россия, Белгородская область, г. Новый Оскол.