Соколова О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ИНДОГРАФИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Библиографическое описание: Соколова О.В. Использование визуализации и индографики на уроках литературного чтения во 2 классе // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения представляется для меня одной из первостепенных задач, поскольку проблема развития читательской активности возникла очень давно.
Когда я наблюдаю за учащимися своего класса, то могу с уверенностью сказать, что литературное чтение это один из любимых предметов потому, что я использую достаточно много как традиционных, так и более современных приемов и способов.
Например, изучая русскую народную сказку «Царевна -лягушка» я опиралась на индографику потому что для этого произведения этот способ передачи информации представился мне более актуальным. Учащиеся составляли традиционные таблицы для анализа черт характера героев произведения.
Таблица 1
Брат 1
Брат 2
Иван - царевич
Царевна-лягушка
Алчный
Злой
Добродушный
Мудрая, добрая, рассудительная
Так же в работе с этим произведением использовались более сложные приемы, например: опорная схема – это приём концентрации внимания на тексте проблемы. Это одно из активных действий при работе с текстом, которое помогло учащимся разобраться в содержании произведения, в частности для последующего подробного пересказа.
Схема 1
В процессе работы над произведением ребята, увидели, как может происходить переход из одного качественного состояния в другое. У Бабы Яги в процессе общения с Иваном Царевичем проявляется сочувствие к его горю, и она помогает ему, тем самым совершает добро.
В работе над произведением бр. Гримм «Маленькие человечки» мы использовали «диаграмму Венна», для сравнительного анализа персонажей произвведения
Часто на этапе рефлексии учащимся предлагается составить диаграмму, отталкиваясь от вопросов, например: кого больше в этом произведении, положительных или отрицательных героев и обосновать свое мнение.
В завершение хотелось бы отметить, что литературное чтение это такой предмет, где нет предела применения форм и методов для изучения произведений. На мой взгляд, чтобы литературное чтение стало интересным для учащихся, стало вызывать новые позитивные эмоциональные переживания у младших школьников, следует использовать активные дидактические инструменты, которые помогут в формировании новых способов познавательной деятельности.