Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге. Ричард Бах
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому важно контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения.
Чтение взрослого человека - это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Каждый из этих этапов включает в себя ряд ступеней.
Аналитический этап.
Ступени:
1. ступень овладения звукобуквенными обозначениями.
Овладение звукобуквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периодов.
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
- фонематическое восприятие и анализ - дифференциация звуков и различение фонем.
- хорошая артикуляция, ребенок не должен смешивать и заменять звуки артикуляторно.
- межполушарные взаимодействия, необходимые при становлении связи фонема - графема.
- зрительное восприятие.
-хорошая переключаемость - с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово.
- хороший уровень зрительной памяти, слухоречевой памяти и объем акустического внимания.
- хороший уровень работоспособности.
- зрительно-моторная координация.
- достаточный уровень саморегуляции и контроля.
2. ступень слогового чтения.
3. ступень становления целостных приемов восприятия.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Качества навыка чтения
Навык чтения характеризуется четырьмя качествами:
-правильностью (чтение без искажений)
-беглостью (темп, скорость чтения)
-сознательностью (максимальная приближенность к авторскому замыслу)
- выразительностью (использование средств выразительности устной речи для выражения собственного отношения к читаемому)
Правильность чтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Причины ошибочного чтения- малое поле зрения при чтении, неразвитость не достаточная гибкость артикуляционного аппарата, нехватка дыхания, незнание орфоэпических норм, незнание лексического значения слова, «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.
Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).
2) Предупреждение ошибок чтения: подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком). Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.
Беглость чтения
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Упражнения для развития навыка беглого чтения:
-слуховые и зрительные диктанты; списывание текста; диктанты по памяти.
-игры на развитие кратковременной памяти, «Кто самый внимательный», «Разведчики», «Найди слова», «Найди меня»,
-чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов, чтение зашумленных слов, чтение с решеткой, упражнение фотоглаз, чтение пирамидок слов и слогов
-чтение на развитие умения антиципации памяти, упражнения, направленные на формирование устойчивого внимания (таблицы Шульте)
-упражнения на пополнение словарного запаса ученика при работе с текстом,
-упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтение блоками («Буксир» «Молния» «Спринт») и т.д.
Работа над сознательностью чтения
Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.
Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.
Для развития осознанного чтения проводятся следующие формы работы:
-беседа по прочитанному, работа над планом прочитанного произведения;
-различные виды словарной работы,
-творческий пересказ,
-работа над деформированными текстами и неоконченными рассказами.
Выразительность чтения
Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить, выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.
Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:
-сила голоса (громко – тихо);
-темп чтения;
-тембр чтения;
-паузы;
-логическое ударение;
-повышение или понижение интонации.
Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения:
-дыхательная гимнастика:
-тренировка речевого аппарата,
-отработка дикции и темпа чтения:
-интонационная разминка.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одной из основных задач начальной школы.
Список использованной литературы
1. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
2. Львов М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
3. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя, 2-е изд. Испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 160 с.
5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа, 2005. №2., 9-13 с.