Публикации
2023-11-24 11:44 2023

Коломеец И.П. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Библиографическое описание:
Коломеец И.П. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

«Разговор о важном» — внеурочное занятие, введённое в 2022 году. С 5 сентября 2022 года – первый урок по понедельникам после обязательной линейки с поднятием флагов и гимнов России и Республики Адыгея, представляет собой тематический классный час. С самого начала хочется отметить, что «Разговоры о важном» не просто кружок внеурочной деятельности, это занятие, которое формирует у школьников ценностные установки, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры. И это очень важный элемент для формирования и развития личности, активной жизненной позиции, патриота своей страны. Ребята повышают знания общей культуры, интерес к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России.

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Занятие проводится в форме дискуссионного клуба. Получая информацию, ребята в общении подводят итог, выражают свои взгляды по теме.

Изучив курс «Разговоры о важном», учителя желают увидеть результат освоения курса: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; бережное отношение к природе.

На каждом уроке, кружке, учитель включает частичку регионального компонента. Курс «Разговоры о важном» не исключение.

Одна из самых первых тем «Что мы Родиной зовём».

Занятие начинается со слушания музыкального произведения «С чего начинается Родина», в котором говорится о самом дорогом и близком в окружающем мире школьника: колыбельной песне, букваре, знакомой лесной тропинке. Говоря о Родине России, мы переходим к малой Родине Адыгее, району, посёлку, где ученик родился и живёт, где его родные и близкие. Ребёнок вырастает, он вспоминает свое детство, родной дом, природу, школу.

На занятии используется комплект интерактивных занятий

https://razgovor.edsoo.ru/ie/472/

https://razgovor.edsoo.ru/ie/473/

Для показа видео роликов, использовании различных материалов я пользовалась сайтом 100balnik.com. А также на каждого ребёнка я распечатывала листы для работы по различным темам.

Тема «Символы России».



Работая над материалом о символах России, конечно же мы включаем региональный компонент о символах Адыгеи. Гимн Адыгеи мы прослушиваем и в начале занятия, после гимна России, рассматриваем флаг, герб. Рассуждаем о том, что мы видим. Дети получают знания о каждом элементе на флаге и гербе.

На занятиях я использую свой личный архив, созданный из видеоматериалов моих учеников. (показ видео об Адыгеи).

Тема: «Мы разные, мы вместе. Языки и культура народов России: единство в разнообразии».

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

На раздаточном листе мы обсуждаем о природе, языке, костюмах, еде и конечно о многонациональном народе России. Переходя к региональному компоненту, мы изучаем достопримечательности Адыгеи, нашего района, вспоминаем чем славится Адыгея, рисуем национальные блюда.



(показ материалов)

Тема «День космонавтики. Мы – первые»

На этом занятии мы вспоминаем и изучаем космонавтов и и достижения. Обязательно вспоминаем о нашем знаменитом земляке – А.Н. Березовом.



Тема «С.В. Михалков. 110лет со дня рождения»



Ведя разговор о том, что С.В. Михалков является автором гимна России, следует напомнить ребятам об авторе гимна Адыгеи – Исхаке Шумафовиче Машбаше, его произведениях.





Тема: «День Героев Отечества».



Цель занятия: формировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений; мотивировать детей к активной социальной позиции.

На этом занятии я познакомила детей с нашим уважаемым Хазретом Меджидовичем Совменом.

Для знакомства использовала видео материал из личного архива своих учеников. (показ видео о Х.М. Совмене)

Включение регионального компонента можно включить в каждое занятие.

Примеров тем очень много:

«Я хочу увидеть музыку» - Знакомство с Юрием Махмудовичем Чиргом.;

«День Победы. Бессмертный полк.» - говорим митинге и шествии в районе;

«День Конституции» - рассказываем о конституции Республики Адыгея;

«Есть такая профессия – Родину защищать» - вспоминаем о защитниках земляках; «Заповедники России» - смотрим видео о Кавказском государственном природном заповеднике, о Кавказском Биосферном заповеднике, о Гузерипле;

«Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений» - знакомство с первоцветами Адыгеи.

Для старшеклассников- «Перед нами все двери открыты» - знакомство с учебными заведениями Р Адыгея.