Сергеева М.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
Библиографическое описание: Сергеева М.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
1) создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2) продолжить работу по воспитанию качеств человека, умению быть осмотрительным, предвидящим опасность
Задачи предметные:
-способствовать развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся;
-формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт учащихся.
метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий
б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом
в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной форме.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Посмотрите все на слайд, какие произведения вам знакомы? (2 брата, лебеди, зайцы). А какие незнакомы? (прыжок) Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? (Прыжок). Что писал Л.Н.Толстой, какие жанры произведений? (он писал и рассказы и былины и были, сказки). Что такое рассказ? сказка? (содержит вымысел) быль? (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем или участником событий) былина (произведение о подвигах богатырей)?
Ребята, а можем ли мы ответить на вопрос, будет это рассказ, быль, былина (нет). Давайте сейчас узнаем. Откройте и прочитайте название произведения. Так что мы будем изучать? (Быль-прыжок). Верно ребята.
Судя по иллюстрации, какое в произведении отражено время? Современное или прошлые века? Обратите внимание на одежду людей. Посмотрите на корабль, такие корабли сейчас используют в море? А кто знает, как были устроены корабли?
Исходя из названия рассказа, иллюстраций и опорных слов можете ли вы предположить, о чём он? (высказывают предположения)
Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль.
На экран проецируется слайд с изображением Л.Н.Толстого и изученными произведениями и сегодняшний рассказ «Прыжок».
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом
6-8
А сейчас прослушаем быль «Прыжок». Ребята, а вы глазками следите по тексту.
Читает учитель
2. Беседа после первичного чтения
5
Беседа по вопросам
1. Верны ли наши предположения по содержанию рассказа?
2. Назовите действующих лиц в рассказе.
3. Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
4. Почему это произведение я назвала рассказом? Что такое рассказ? А почему автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Давайте прочитаем на стр. 142. Что такое быль (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем или участником событий).
3. Повторное чтение по частям. Анализ каждой части.
10-15
Чтение текста по логически законченным частям и беседа по вопросам. А сейчас ребята давайте прочитаем первый абзац и попробуем озаглавить эту часть.
1.На палубе
-Как начинается рассказ? Прочитайте. Где происходят события? (События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой).
-Как описано поведение обезьяны? Прочитайте. Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»? (Обезьяна шалила еще больше. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться).
- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).
-Что происходит на корабле?
Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются).
КОРЧИЛАСЬ – кривлялась, показывала смешные рожи
РАСХОДИЛАСЬ - разыгралась
ПАЛУБА – площадка на корабле
2.Обезьяньи проказы
Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?
Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны. (подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила).
МАЧТА – столб высотой 15-20 метров, возвышавшийся над палубой
Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?
3. Погоня за обезьянкой
А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал).
Что означает выражение «разобрал задор»? (Разобрал задор - проявил возбужденность).
Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.
Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно).
РАЗОБРАЛ ЗАДОР - развеселился
ПЕРЕКЛАДИНА- доски, соединённые с мачтой, держащие паруса
АРШИН – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру
4.На перекладине
Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.
Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» «Все молча смотрели на него и ждали, что будет»)
5.Вынужденный прыжок
Что вы чувствовали, когда читали эту часть? Почему вам было тревожно и страшно?
Какой момент самый напряженный в рассказе? (Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына).
А почему отец решился на такой поступок? (У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь).
Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына? (Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт).
КАЮТА – комната на корабле
6.Спасение
Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.
Как автор передает напряженность момента? (Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой, Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех).
Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. (Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).
Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.
Почему плакал капитан? (испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).
Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости).
А что вы чувствовали, когда читали эту часть? (сильное волнение и тревогу, переживание).
Как можно назвать эту часть?
ПУШЕЧНОЕ ЯДРО – снаряд, вылетающий из пушки
Слайды презентации
4. Анализ художественного произведения
10
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации.
-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте. Что повлияло на решение мальчика броситься за обезьяной? (матросы начали громко смеяться).
Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте. Работа с иллюстрацией. Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации (он бросил мачту и ступил на перекладину).
-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте?
- Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал).
- Найдите и прочитайте, как народ реагировал на происходящее (вдруг в народе кто-то ахнул)
-Какое решение принял капитан, когда увидел сына на мачте?
- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).
-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).
Работа в тетради. Стр. 84 № 1.
- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, не, ведь она не человек, и для нее все было игрой).
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти).
5.Обобщение представления о главном герое.
2-4
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
Для этого предлагается работа с тестовым заданием:
«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».
(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче ника).
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
- Пофантазируем, как мо жет повести себя маленький герой, если корабль встре тится с пиратами или попадет в бурю?
(Желательно, чтобы обучающиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «на рода» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство)
V. Рефлексия
2
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Ка кой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?
- Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю?
Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)