ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ГРИБНОЕ ЦАРСТВО» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Пономарева Ольга Васильевна воспитатель МБДОУ "ДСКВ № 118", г. Братск
«Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро — клади их в лукошко, пускай дышат немножко».
Проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских и познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был реализован проект: «Грибное царство».
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.
Актуальностью проекта стало то, что каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с детства.
Целью проекта стала пополнение знаний детей о грибах посредством познавательной, игровой, коммуникативной и художественной деятельности; создание условий для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.
Для того, чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовали метод трех вопросов.
- Что мы знаем о грибах?
Ответы детей
Грибы могут быть ядовитыми.
Грибы растут возле деревьев.
Грибы разного цвета.
Грибы растут в лесу.
- Что мы хотим узнать о грибах?
Вопросы детей
Какие есть грибы?
Как грибы можно различать?
Где живут грибы?
Из чего состоят грибы?
Для чего нужны грибы?
- Как мы можем это узнать?
Ответы детей
Узнать из книг.
Спросить у воспитателя.
Спросить у родителей.
Посмотреть мультфильм
Проанализировав вопросы детей, мы сформировали задачи к проекту:
- Формировать у детей знания о грибах и их видах, внешнем виде и строением грибов, о ценности грибов для человека и животного мира.
- Научить устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом и местом произрастания грибов.
- Формировать ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы.
- Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; помогать детям употреблять слова в речи в точном соотношении со смыслом при составлении описательного рассказа; познакомить с произведениями, в которых встречается образ грибов.
- Развивать творческие способности детей, изображать грибы в рисовании, лепке и коллективной аппликации.
- Развивать привычку сообща играть, заниматься и трудиться.
- Продолжать знакомить детей с новыми подвижными, пальчиковыми играми и динамическими паузами, в которых встречается образ грибов.
- Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и ее даров для человека и животных; познакомить с правилами безопасного поведения в лесу и сбора грибов.
1-й этап – целеполагание, постановка задачи, определение методов реализации, анкетирование родителей. Написание плана (паспорта) проекта, бесед с детьми, картотек дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр, подбор методической и художественной литературы, пословиц и загадок, создание презентаций и подбор видеосюжетов по данной теме. Создание макета «Лес».
2-й этап практический.
Первый день проекта начался с того, что дети нашли в группе письмо от Лесовичка, в котором говорилось от том, как многие люди плохо относятся к природе, приходя собирать грибы к нему в лес, затаптывают их и неправильно собирают грибы. Просит о помощи, как защитит ему лес? Дети сделали вывод, что нужно сначала узнать какие грибы бывают, которые можно собирать, как правильно их нужно собирать и научиться правильно себя вести в лесу. После почтения письма провели беседу «Такие разные грибы». Во время беседы провели динамическую паузу «Грибочки». Поиграли в словесную игру «Съедобное несъедобное», прочитали произведение Г. Лебедевой «Грибные места», отгадывали загадки и знакомились с пословицами о грибах. Играли в дидактическую игру «Собери грибы в лукошко», пальчиковую игру «Пять грибов», подвижную игру на прогулке «Грибок в кузовок». Во вторую половину дня дети играли в сюжетно-ролевую игру «Мы пошли в лес». На вечернем круге мы с ребятами вспомнили самые яркие и эмоциональные события дня, поставили проблемную ситуацию на следующий день «О строение гриба». По окончанию дня в целях сотрудничества с родителями, было предложено уточнить с детьми дома «Как устроен гриб».
Второй день проекта начался с утреннего круга, на котором дети рассказывали о строении гриба, делились своими впечатлениями и эмоциями. После мы провели беседу «Какие бывают грибы? Как правильно нужно собирать грибы?», провели динамическую паузу «По грибы». Поиграли в словесную игру «Исправь ошибку», пальчиковые игры «Пять грибов», «Этот пальчик в лес ходил». Познакомились с новым произведением Н. Сладкова «Хоровод грибов». На занятии по художественно-эстетическому развитию лепили грибы, создали выставку «Грибная полянка». Играли в сюжетно-ролевую игру «Варим грибной суп». Учились составлять рассказ по мнемотаблице. На прогулке играли в подвижную игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру». По окончанию дня на вечернем круге подвели итоги, вспомнили яркие, запинающиеся моменты. И задали вопросы «Зачем нужны грибы? С кем они дружат?». По взаимодействию с родителями было предложено задание разучить с детьми стихотворение В. Шульжика «По грибы старик собрался». Так же было предложено детям с родителями выбрать понравившийся гриб и принести шаблоны в художественный уголок для зарисовки и создания энциклопедии.
На третий день проекта. На утреннем круге с детьми прочли наизусть стихотворение «По грибы старик собрался». Провели беседу «Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?», провели динамическую паузу «За грибами». Поиграли в дидактическую игру «Математические мухоморы». Рисовали «Мухомор» в нетрадиционной технике, ватными палочками. Провели физминутку «Любители грибов». Познакомились с произведением Э. Шим «Храбрый опенок», повторили пословицы о грибах. На прогулке познакомились с новой подвижной игрой «Ёжик в лесу». На вечернем круге вспомнили все события прошедшего дня. Продолжается работа детей в художественном уголке с зарисовками грибов для создания энциклопедии. Продолжаем взаимодействовать с родителями и внесено предложение подобрать описание для выбранного гриба в любом формате, для создания энциклопедии о грибах.
Четвертый день проекта начался с утреннего круга и рассматривания грибов в энциклопедии Шустова С. Б. «Грибное царство». Провели беседу «Правила поведения в лесу», создали плакат- памятку «Я в лесу». Поиграли в словесную игру «Я начну, а ты продолжи…», дидактическую игру «Собери картинку». Познакомились с еще одним произведение В. Даля «Война грибов с ягодами», отгадывали загадки. Создали коллективную аппликацию «На лесной поляне выросли грибы», провели динамическую паузу «Грибы под дубом». На прогулке вспомнили подвижную игру «Грибок в кузовок», провели эстафету «Собери грибы в корзинку». Дети играли в сюжетно-ролевую игру «В лес по грибы». На вечернем кругу вспомнили все события прошедшего дня, подвели итог. Рассмотрели все зарисовки и сделали вывод, что все компоненты для создания энциклопедии готовы. Сотрудничество продолжается с семьями воспитанников и было предложено родителям вместе с детьми подобрать к выбранному грибу стихотворение или загадку, которыми будем дополнять энциклопедию.
Пятый день проекта начался с утреннего круга, где дети поделились своими принесенными стихами и загадками. Мы вспомнили с чего, начался наш проект, рассмотрели таблицу «Метод трёх вопросов» и обсудили на все ли поставленные вопросы мы ответили. Провели пальчиковую гимнастику «Пять грибов», «Дели в лес грибной пошли». После основных занятий поиграли в дидактические игры «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», динамическую паузу «Гномы». На прогулке повторили подвижные на выбор детей, которые мы разучивали на протяжении недели. Во вторую половину дня познакомились с новым произведением Н. Сладкова «Мухомор». Повторили произведение В. Сутеева «Под грибом» и стихотворение «По грибы старик собрался». Составляли текст по мнемотаблице «Что за гриб». Оформили энциклопедию в единую книгу, но прежде дети представили выбранный гриб и рассказывали про него. Книгу энциклопедию выставили в приёмной для просмотра родителями. Провели анкетирование родителей по окончанию проекта.
В ходе реализации проекта получили такие результаты: у детей появился интерес к изучению окружающего мира, сформировалось ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы. Дети познакомились с внешним видом и строением грибов, с ценностью грибов для человека и животного мира. Научились устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом и местом произрастания грибов. Дети научились составлять описательный рассказ, познакомить с произведениями, в которых встречается образ грибов. Ребята познакомились с подвижными, пальчиковыми играми и динамическими паузами, в которых встречается образ грибов. Дети научились изображать грибы в рисовании используя нетрадиционную технику, лепке и коллективной аппликации. Дети познакомились с правилами безопасного поведения в лесу и правилами сбора грибов.
В перспективе провести проект для подготовительного возраста по теме «Царство грибов родного края», где будут затронуты вопросы о грибах, растущих в Иркутской области.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях. Все педагоги активно используют метод проектной деятельности в работе с дошкольниками. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Используя метод проектов в работе дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.