ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Воронцова Валерия Александровна учитель английского языка ГОУ ЛНР "Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат"
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к качеству подготовки учащихся. На сегодняшний день особенно востребованы выпускники, готовые адаптироваться в динамичном обществе, способные к постоянному саморазвитию и самообразованию, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Такой комплекс во многом определяется как полученными знаниями, так и необходимыми в трудовой деятельности качествами, для обозначения которых в настоящее время принято употреблять понятие "компетенция". Следует отметить, что на сегодняшний день термины "навык" и "компетенция" все чаще используются в качестве синонимов. В современной теории и практике под компетенцией подразумевают те способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов. Таким образом, компетенция – это совокупность сформированных навыков.
Актуальность
В своей работе мы рассматриваем методы, которые, по нашему мнению, следует развивать у современных выпускников, для того чтобы они стали конкурентно способными абитуриентами, а в дальнейшем и высококвалифицированными и успешными специалистами. Мы считаем, что формирование и развитие "гибких" навыков (Soft Skills) нужно начинать со школьной скамьи, внедряя на уроках ситуации, максимально схожие с жизненными, формируя тем самым гибкость мышления и поиск рациональных путей поведения в нестандартных ситуациях.
Развитие soft skills в рамках предмета "Иностранный язык" следует рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную цель обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности, а с другой стороны, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции, повышения уровня иноязычной социализации обучающихся в профессионально ориентированном иноязычном дискуссе.
В числе компетенций особое место отводится soft skills, концепция которых за последние несколько десятилетий стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. Впервые употребление понятия "soft skills" зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills).
Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Согласно результатам исследования, проведенного в Гарвардском университете, вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85 %. Результаты другого исследования, проведенного Стенфордским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона, показали, что долговременный и стабильный успех работников на 75% определяется развитыми soft skills и только на 25% – hard skills.
В виду большого количества гибких навыков, следует отметить приоритетные направления – какие именно навыки нужно развивать в учащемся, чтобы он был успешен в современном мире. Самой популярной на сегодняшний день является модель «4С», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире. К ним относятся:
- communication (коммуникация) - способность легко устанавливать контакт, располагать собеседника, умение успешно договариваться, убедительная аргументация своих позиций, преодоление конфликтов, навык грамотно задавать вопросы с целью наиболее полного извлечения информации;
- creativity (креативность) - способность к творческому подходу в своей деятельности, к поиску нестандартных решений, умение оригинально решать сложные задачи.
- сooperation (сотрудничество) - навык работать в сплочённом коллективе, объединять людей разных характеров;
- critical thinking (критическое мышление) - умение выносить объективные и обоснованные оценки, применять полученные результаты для исправления ошибок в своей деятельности.
Теперь перейдём к навыкам, которые мы формировали на уроках English language и рассмотрим их на конкретных примерах:
Первым навыком, который мы рассмотрим будет навык коммуникации:
Коммуникация — это способ, с помощью которого значимые сообщения могут передаваться людям для передачи идей. Любой вид среды может быть использован при общении для передачи сообщения.
Главной задачей при подборе материалов для развития навыка коммуникации было заинтересовать лицеистов игрой и привлечь их к принятию участия. С этой задачей мы справились на отлично. Была выбрана достаточно интересная и развивающая игра, имеющая название «Вопрос- ответ». Суть игры заключается в том, чтобы ученики по очереди писали на доске свои вопросы, а другие случайно выбранные из класса на него письменно отвечали. Данная практика помогает развивать навыки письма, критического мышление и коммуникации. Так проще воспринимается изучение времён, разговорного английского и письма. Для упрощения начинания игры первый вопрос может поступить от учителя. Так происходило на нашем уроке. Первый вопрос был задан учителем, а далее лицеисты увлеклись игрой. Для начала преподаватель может помогать ученикам в составлении предложений, а буквально через пару таких занятий они смогут сами начать частично составлять вопросы и ответы.
Следующий навык - это командная работа и лидерство
Коммуникация - это способ, с помощью которого значимые сообщения могут передаваться людям для передачи идей. Любой вид среды может быть использован при общении для передачи сообщения.
Лидерство - это одновременно область исследования и практический навык, охватывающий способность отдельного лица, группы или организации «вести», влиять или направлять других лиц, команды или целые организации.
В развитии данных навыков на помогла игра «Tow truths, one lie». Суть игры заключается в том, что Одна команда называет другой три факта о своих участниках, два из которых являются правдой, а один — ложью. Побеждает команда, которая быстрее угадает неправду.
В начале урока мы разделили учащихся на две команды и посадили их друг напротив друга. Дали им 10 минут времени чтобы выбрать капитана и подготовиться к первому раунду. Капитан выбирался каждый новый раунда, дабы все могли попробовать себя в этой роли. Так мы провели 4 раунда, по результатам которых у нас была ничья. Данная игра помогает развить лидерские качества, ведь именно лидер путём согласования и выбора подбирает утверждения для раунда, и помогает команде сплотиться.
Следующий- навык презентации
Навыки презентации можно определить как набор способностей, позволяющих человеку: взаимодействовать с аудиторией; чётко передавать сообщения; вовлечь аудиторию в презентацию; интерпретировать и понимать мысли слушателей. Эти навыки улучшают то, как вы излагаете свои сообщения, и повышают вашу способность убеждать.
Для развития такого важного и нужного навыка как презентация мы выделили несколько уроков на которых заслушали презентации, подготовленные учениками на интересующие их темы из истории Англии и Великобритании, а также США, на английском языке, и задали вопросы. Это помогает ученикам развить ораторские навыки, навыки подготовки и показа презентаций, помогает побороть страх публичных выступлений, умение анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы.
Интервью о принятии на работу
Собеседование при приёме на работу - это собеседование, состоящее из беседы между соискателем работы и представителем работодателя, которое проводится для оценки того, следует ли нанимать соискателя. Собеседования - один из наиболее часто используемых способов отбора сотрудников.
Нами была разыграна сценка о собеседовании при принятии на работу в крупную компанию. За урок до этого нами были распределены роли между учащимися и выбрана фирма, в которую будет устраиваться наш работник. Заранее обсудив все нюансы, ученик, которому выпала роль человека, пришедшего на собеседование, должен был приготовить резюме и подготовиться отвечать на вопросы наших директоров фирмы. В свою очередь ученики, которым выпали должности директоров должны составить перечень вопросов, на которые ответит наш кандидат. На уроке ученики разыграли собеседование, по итогам которого выяснили, что кандидат подходит на заявленную должность и его приняли на работу.
Навык распределения времени вырабатывается по средствам Time management - умение учитывать, распределять и оперативно планировать временной ресурс.
В начале урока ученикам был зачитан перечень их задач, которые они должны выполнить за урок. Они были вольны в выборе с какого из пунктов начать. Таким образом они сами распределили своё время и к концу урока смогли выполнить одно упражнение и подготовиться к игре по интересным фактам о Париже. Все справились на ура и к назначенному времени были готовы начать игру. Суть игры заключалась в том, чтобы соседи по парте на бумажках подготовили вопрос и ответ, а потом зачитали их перед классом и повесили на доске возле плаката.
Навык общение с центром поддержки
Customer Service — это поддержка, которую вы оказываете пользователям до и после покупки. Поддержка выходит далеко за рамки возможностей оператора колл-центра. Она доступна через почту, чат на сайте или в приложении, в мессенджерах и социальных сетях. Часто поддержка работает круглосуточно — пользователь может задать вопрос в любое время и любым способом, который ему нравится, и он получит ответ.
При подготовке к уроку учениками и учителем был выбран как способ развития данного навыка- составленный учениками диалог. Ученики подготовили и разыграли диалог с реквизитом и актёрской игрой.
Подводя итог всего выше разобранного можно сказать, что навыки, которые мы стараемся развивать помогут ученикам освоиться в современном мире. Важно помочь ученикам развить эти навыки на этапе обучения, а самая привлекательная для учеников всех возрастов стратегия- игра. В 21-ом веке давно выявлено, что лучшее восприятие информации происходит во время игры, это имеет множество подтверждений, как научных, так и практических. Если преподавателю удастся привлечь учеников к изучению языка при помощи различных игр они начнут легче воспринимать материал и интересоваться его изучением. Правильно замотивируй человека, и он горы сможет свернуть!