ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОПРЯЖЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Петрова Галина Васильевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида № 178 "Россияночка" г. Архангельск
Аннотация.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Отмечая связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития мелкой моторики, стоит обратить внимание на направление работы – сопряженная гимнастика.
Сопряженная гимнастика- это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, способствует привлечению внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение энергии в организме, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Ведущей педагогической идеей данного вида деятельности является способствование развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сопряженной гимнастики.
Актуальность: логопедические сказки с использованием биоэнергопластики - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, способствует привлечению внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Цель: последовательная нормализация речи детей и привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.
Задачи:
Образовательные:
· научить управлять соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела;
· укреплять мышцы лица;
· совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
Развивающие:
· развивать мелкую моторику рук;
· развивать фонематическое восприятие и слух;
· работать над речевым дыханием;
· развивать лексико-грамматический строй речи;
· развивать связную речь;
· коррегировать и развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
Воспитательные:
· создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда (педагога) с детьми.
Методические рекомендации
Пояснительная записка.
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативизм. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.
В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте, при постановке звуков и их автоматизации.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.
Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультурная минутка или динамическая пауза.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача педагога — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.
Возникает ряд требований:
1. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а педагог сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
2. На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с сопряженной гимнастикой перед зеркалом.
3. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.
4. На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
Таким образом, логопедические сказки с применением сопряженной гимнастики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
«Весенняя прогулка Куклы Даши»
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)
Движения или статичная поза
Рук
Языка, губ
1. Однажды кукла Даша проснулась и увидела, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулась Даша.
Имитация пробуждения, кисти рук в стороны
Губы в улыбке
2. Подошла Даша к окошку и открыла его. Выглянула, посмотрела вверх-вниз-вправо-влево
Кисти рук расставлены.
Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево
Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы
3. Вышела на прогулку: топ-топ-топ
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным
Язык высовывается и прячется в рот
4. Увидела, что растаял снег, но кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стала раскидывать его лопатами