ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Друганова Татьяна Вячеславовна воспитатель МБДОУ "Детский сад 60", г. Нижний Новгород
Познавательно-исследовательская активность детей – стремление к изучению предметов и явлений окружающего мира.
Г.И. Щукина определяет “познавательную активность” как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Развитие исследовательского интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования личности ребенка.
Известно, что наибольший интерес ребенка вызывает все, что происходит в окружающем его мире: животный и растительный мир, природные явления. Дети старшего возраста задаются вопросами: «Откуда это взялось?», «В чем причина того или иного явления?».
Кроме развития исследовательского интереса, познавательной деятельности важно также в этом возрасте заложить основы экологической культуры в сознании дошкольников. Экология – это наука, которая изучает каким способом растения, и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь. Соответственно наиболее оптимально развивать детскую познавательную деятельность через экологическое воспитание.
В процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные экологические акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей.
Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени и представляют собой долгий процесс сбора информации, подготовки, реализации задуманного. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям. Часто работа над подготовкой к акции представляет собой краткосрочный или долгосрочный проект, который охватывает разные образовательные области.
Дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, перекликаются с их жизненным опытом. Экологические акции обычно приурочены к различным датам, праздникам.
Преимущества экологических акций, как метода развития познавательной и исследовательской активности детей:
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться понимания значения правил, применения их на практике;
- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Основа использования метода экологической акции:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск, присутствует познавательный интерес.
- результат акции значим для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
В нашей группе были проведены следующие экологические акции:
1. Акция «Покорми птиц зимой». Акция проводится с целью привить детям любовь к природе и воспитать навыки бережного и ответственного отношения к ее обитателям, а также познакомить с природным материалом- деревом.
2. Акция «Сдай батарейку- спаси ежика». Акция развивает представления детей об энергоносителях, о вреде батареек для окружающей среду, формирует желание больше узнать об обитателях леса и желание заботиться о них.
3. Акция «Сохраним елочку в лесу». В рамках этой акции дети узнают больше информации о деревьях, о бережном отношении к «легким нашей планеты», о возможности использовать искусственные елки. В рамках данной акции в нашей группе был снят мультфильм «Не руби елочки, сохрани лес!», во время съёмок которого ребята проявили все свои творческие способности.
4. Акция «Разделяй мусор!». Данная акция является важным элементом в развитии культуры раздельного сбора отходов, привлекающим внимание к проблемам свалок и переработки мусора в России.
5. Акция «Сумка вместо пакета». Знакомит детей с альтернативой использования пластикового пакета, с тем, какой вред пластик приносит морским обитателям и планете в целом.
6. Акция «День Земли». Акция призвана привлечь внимание к экологическим проблемам, к бережному отношению к природе и окружающей среде, Акция учит как наносить меньший вред планете. Также в рамках акции проходит знакомство дошкольников с понятием электроэнергия.
7. Акция «Сохраним воду чистой». Акция направлена на формирование экологического мировоззрения детей, воспитание бережного отношения к сохранению водных ресурсов.
8. Акция «Помоги домашнему питомцу». Такого рода акции прививают детям любовь к животным, а также милосердие и сострадание. В рамках акции дети рассказывали не только о домашних животных, но и о бездомных животных, осознавая значимость и их личное участие в помощи приютам.
9. Акция «Вторая жизнь ненужных вещей». Акция расширяет представления детей о том, что из уже ненужных вещей можно сделать игрушки, новые вещи.
10. Акция «Добрая крышечка». Акция проводится с целью сбора пластиковых крышечек от ПЭТ бутылок. Направлена на привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Данная акция является важным элементом в развитии культуры раздельного сбора отходов, привлекающим внимание к проблемам свалок и переработки мусора в России.
В заключение хочется сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы, развивают познавательный интерес детей, позволяют самим находить ответы на свои вопросы, глубоко изучить интересующую детей тему.
Участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Экологические акции закладывают основу экологической культуры детей, дают возможность проявить творческую, познавательную активность, формируют мышление, развивают исследовательскую деятельность, способствуют целостному развитию личности детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.