Кузнецова М.А. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ А. Н. МАЙКОВ «КРОЕТ УЖ ЛИСТ ЗОЛОТОЙ…»
Библиографическое описание: Кузнецова М.А. Урок литературного чтения во 2 классе по теме А. Н. Майков «Кроет уж лист золотой…» // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.
УМК: «Школа России»
Цель урока: Знакомство учащихся с отрывком стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Кроет уж лист золотой»
Планируемые результаты.
Личностные: - становление ценностного отношения к природе своей Родины — России;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
- бережное отношение к природе.
Метапредметные: - определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по жанрам;
- оценивать свою работу на уроке;
Предметные: - различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.
Межпредметные связи: окружающий мир (признаки, характеристики времени года), изобразительное искусство (картины русских живописцев).
Создать положительную мотивацию для изучения темы, показать значимость материала для решения практических задач, заинтересовать учеников
Фронтальная работа
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Ребята, отгадайте загадку: Солнце греет слишком мало,
Время золота настало.
Листья жёлтые летят,
Скоро голый будет сад.
Птицы в стаи собрались,
Звери в спячку улеглись.
У кого, друзья, ни спросим
К нам пришла, ребята,…
-Осень
Слайд №1 из презентации
Слайд №2 из презентации
Актуализация знаний
(4 минуты)
Выявить уже имеющиеся знания или опыт учеников, на который будет опираться изучение новой темы.
Фронтальная работа
-Выгляните в окно. Какой сегодня день — ясный или пасмурный, дождливый или солнечный? Радует ли он вас?
-Какие перемены в природе произошли в этом месяце?
-Можно ли описать эти изменения в стихах?
-Предположите, какие это будут стихи — грустные или радостные, спокойные или тревожные, пасмурные или солнечные.
-Ответы детей
- Дни стали короче, холоднее. Литья на деревьях изменили окрас и опали. Стало больше дождливых дней.
- Я думаю, что эти изменения можно описать в стихах.
-Я думаю, что это будут спокойные стихи, немного грустные.
- Я считаю, что это будут грустные стихи, пасмурные.
-Я считаю, что это будут радостные стихи, солнечные. Потому что, осенью много теплых, солнечных дней.
Слайд №3 из презентации
Постановка учебной задачи
(2 минуты)
Совместно с учениками определить задачи, которые нужно будет выполнить на уроке
Фронтальная работа
-Как вы считаете, с произведением, какого жанра мы познакомимся? О чем будет в нем говорится?
-Какую цель урока, мы можем поставить перед собой?
- Мы познакомимся с новым для нас стихотворением об осени.
- Познакомиться с новым произведением об осени
Изучение нового материала
(16 минут)
Физминутка
(3 минуты)
Организовать работу детей по изучению новой информации
- Откройте учебники, на с. 36.
-Произведение авторское?
-Кто автор?
-Вспомните, знакомы ли мы с произведениями Аполлона Николаевича?
-Давайте вспомним, что же мы знаем об авторе.
-Верно! А так же Аполлон Николаевич изначально увлекался живописью, а после посветил свою жизнь поэзии. Когда он написал свою первую книгу и получил за неё пособие, он уехал заграницу, а после приехал защитил диссертацию и стал работать в библиотеке. Позже стал работать в редакции ежемесячных журналов, выпускаемых в Санкт-Петербурге.
- Скажите, как называется стихотворение?
-Как вы считаете, о чем будет рассказываться в нем?
-Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после скажите, правильно ли вы определили содержание?
-Найдите и зачитайте в тексте строки, в которых говориться, что осень поздняя.
- Скажите, значение всех слов вам понятно?
-Посмотрите значения этих слов в словаре в конце учебника.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Открывают учебники.
-Авторское, потому что тут написан автор.
- Аполлон Николаевич Майков
-Да, в первом классе мы читали стихотворения «Весна» и «Ласточка примчалась».
-Аполлон Николаевич поэт. И многие его стихотворения были положены на музыку.
-Кроет уж лист золотой…
-О поздней осени, когда вся листва цветная и падает с деревьев.
Слушание стихотворения.
-Мы правильно определили. В стихотворении говорится о поздней осени.