Публикации
2023-10-02 13:53 2022 (№ 32-43)

Кузнецова М.А. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ А. Н. МАЙКОВ «КРОЕТ УЖ ЛИСТ ЗОЛОТОЙ…»

Библиографическое описание:
Кузнецова М.А. Урок литературного чтения во 2 классе по теме А. Н. Майков «Кроет уж лист золотой…» // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.

УМК: «Школа России»

Цель урока: Знакомство учащихся с отрывком стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Кроет уж лист золотой»

Планируемые результаты.

Личностные: - становление ценностного отношения к природе своей Родины — России;

- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

- бережное отношение к природе.

Метапредметные: - определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по жанрам;

- оценивать свою работу на уроке;

Предметные: - различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

Межпредметные связи: окружающий мир (признаки, характеристики времени года), изобразительное искусство (картины русских живописцев).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, учебник, образовательная платформа «Просвещение» раздел «учим стихи»

Презентация к уроку построена на материалах образовательной платформы МЭО https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/127/topic/708/lesson/2434

Этап урока

Основные цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Информационные ресурсы и инструментарий

Мотивация и целеполагание

(3 минуты)

Создать положительную мотивацию для изучения темы, показать значимость материала для решения практических задач, заинтересовать учеников

Фронтальная работа

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Ребята, отгадайте загадку: Солнце греет слишком мало,

Время золота настало.

Листья жёлтые летят,

Скоро голый будет сад.

Птицы в стаи собрались,

Звери в спячку улеглись.

У кого, друзья, ни спросим

К нам пришла, ребята,…

-Осень

Слайд №1 из презентации

Слайд №2 из презентации

Актуализация знаний

(4 минуты)

Выявить уже имеющиеся знания или опыт учеников, на который будет опираться изучение новой темы.

Фронтальная работа

-Выгляните в окно. Какой сегодня день — ясный или пасмурный, дождливый или солнечный? Радует ли он вас?

-Какие перемены в природе произошли в этом месяце?

-Можно ли описать эти изменения в стихах?

-Предположите, какие это будут стихи — грустные или радостные, спокойные или тревожные, пасмурные или солнечные.

-Ответы детей

- Дни стали короче, холоднее. Литья на деревьях изменили окрас и опали. Стало больше дождливых дней.

- Я думаю, что эти изменения можно описать в стихах.

-Я думаю, что это будут спокойные стихи, немного грустные.

- Я считаю, что это будут грустные стихи, пасмурные.

-Я считаю, что это будут радостные стихи, солнечные. Потому что, осенью много теплых, солнечных дней.

Слайд №3 из презентации

Постановка учебной задачи

(2 минуты)

Совместно с учениками определить задачи, которые нужно будет выполнить на уроке

Фронтальная работа

-Как вы считаете, с произведением, какого жанра мы познакомимся? О чем будет в нем говорится?

-Какую цель урока, мы можем поставить перед собой?

- Мы познакомимся с новым для нас стихотворением об осени.

- Познакомиться с новым произведением об осени

Изучение нового материала

(16 минут)

Физминутка

(3 минуты)

Организовать работу детей по изучению новой информации

- Откройте учебники, на с. 36.

-Произведение авторское?

-Кто автор?

-Вспомните, знакомы ли мы с произведениями Аполлона Николаевича?

-Давайте вспомним, что же мы знаем об авторе.

-Верно! А так же Аполлон Николаевич изначально увлекался живописью, а после посветил свою жизнь поэзии. Когда он написал свою первую книгу и получил за неё пособие, он уехал заграницу, а после приехал защитил диссертацию и стал работать в библиотеке. Позже стал работать в редакции ежемесячных журналов, выпускаемых в Санкт-Петербурге.

- Скажите, как называется стихотворение?

-Как вы считаете, о чем будет рассказываться в нем?

-Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после скажите, правильно ли вы определили содержание?

-Найдите и зачитайте в тексте строки, в которых говориться, что осень поздняя.

- Скажите, значение всех слов вам понятно?

-Посмотрите значения этих слов в словаре в конце учебника.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Открывают учебники.

-Авторское, потому что тут написан автор.

- Аполлон Николаевич Майков

-Да, в первом классе мы читали стихотворения «Весна» и «Ласточка примчалась».

-Аполлон Николаевич поэт. И многие его стихотворения были положены на музыку.

-Кроет уж лист золотой…

-О поздней осени, когда вся листва цветная и падает с деревьев.

Слушание стихотворения.

-Мы правильно определили. В стихотворении говорится о поздней осени.

- Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу

- Листья ногой загребать!..

- Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

-Нет.

Самостоятельная работа.

- Любо — приятно, по душе

- Вешний – весенний

- Пурпур — тёмно-красный или ярко-красный цвет

- Краса - красота

Чтение стихотворения

Учебник

Слайд №4 из презентации

«Просвещение» https://goo.su/w7Pe0Yz

Работа с учебником.

Слайд №5 из презентации

\

Работа с учебником.

Первичное закрепление

(7 минут)

Организовать работу детей по закреплению нового материала, выявить возникшие затруднения

- Скажите, какой жанр этого произведения? Докажите свою точку зрения.

-Вспомните, что герой стихотворения увидел в лесу. Установите соответствие между картинкой и словом.

-Какая погода описана в стихотворении?

- Поэт с грустью отмечает, что бруснику и грузди уже не найти в осеннем лесу.

Найдите их описание. Какие слова использует автор?

-Определите верные значения слов:

Красу

Любо

- Объясните, в каком значении в стихотворении употребляется слово «золотой».

Самостоятельная работа под руководством учителя

-Это стихотворение, потому что записано в столбик и в нем есть рифма. Золотой- ногой, лесу-красу…

Устанавливают соответствие между иллюстрацией и словом.

-Морозная, влажная.

- Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей

- красоту

- приятно, по душе

- Слово «золотой» употребляется в значении цвета, то есть желтого цвета листья.

Слайд №6 из презентации

Слайд №7 из презентации

Слайд №8 из презентации

Слайд №9 из презентации

Слайд №10 из презентации

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

(3 минуты)

Обобщить полученные знания и умения, проверить, решены ли поставленные задачи, достигнуты ли цели урока

-Какие строки вам особенно понравились? Какие чувства вызывают эти строки?

-Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение? Изобразите свои эмоции на лице и покажите их соседу по парте.

-Спасибо!

-Достигли ли мы цели урока?

Ответы детей.

Работа в парах

-Мы достигли цели урока.

-Мы познакомились с новым стихотворением об осени. Цель достигли.

Рефлексия

(2 минуты)

Организовать рефлексию

-Встаньте те ребята, кто узнал для себя что-то новое на уроке.

-Спасибо присаживайтесь!

-Встаньте те ребята, кто хотел бы рассказать о нашем уроке, о том, что вы узнали своим друзьям, родителям.

-Спасибо, присаживайтесь!

-А сейчас поднимите руку те ребята, кто считает, что их сосед по парте активно и продуктивно работал на уроке.

-Спасибо!

-Спасибо, вам, ребята за урок, но звенит уже звонок, пора нам с вами отдохнуть, чтобы отправится дальше в путь.

Слайд № 10 из презентации