Публикации
2023-09-22 09:06 2021 (№ 17-31)

Ларионова Е.В. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Библиографическое описание:
Ларионова Е.В. Читательский дневник как средство формирование читательской грамотности // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя...
В. Сухомлинский

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Формирование читательского интереса происходит на уроках литературного чтения, а также через внеурочную деятельность. Чтобы глубже осознавать прочитанное, применять на практике умение не только читать и писать, но и высказывать свое мнение – на уроках литературного чтения, занятиях внеурочной деятельности следует использую читательские дневники, которые представляют собой, по сути, отзыв о прочитанном произведении. О них я Вам сегодня и расскажу.

Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя. Регулярная работа с Читательскимдневником помогает в формировании информационной компетентности. Реализует идею «Учение с увлечением».

Основной целью ведения читательского дневника является: вызвать интерес ребёнка к миру детской книги, как источнику знаний, пробудить желание и привычку читать книги.

Задачи:

- формировать у школьника умение ориентироваться в книге и среди книг;

- формировать умение анализировать прочитанные произведения;

- знакомить детей с доступным для самостоятельного чтения кругом детской литературы;

- учить выбирать нужную книгу в библиотеке;

- воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

- повысить технику чтения;

- применять детские книги для воспитания школьника.

В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное.

Учитель предлагает ученикам круг чтения. Ребята выбирают те произведения, которые им интересны.

Уроки внеклассного чтения можно построить, используя данный круг тем.

· Русские народные сказки.

· Стихи русских поэтов об осени.

· Книги о животных

· Мои любимые журналы.

· Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме.

· Книги К. Чуковского.

· Книги С. Маршака.

· Стихи и сказки Б. Заходера.

· Сказки Г.Х. Андерсена.

· Басни И.А.Крылова

Есть несколько вариантов ведения читательских дневников:

· Обычная тетрадь 48 листов;

· Папка скоросшиватель с отдельными листами;

· Специальная тетрадь или блокнот. Они бывают очень красочными. Там уже есть необходимые графы, останется только их заполнить. Обычная тетрадь;

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования, с учетом особенностей класса.

КАК ОФОРМИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК?

Дата, название произведения, ФИО автора, жанр, сюжет (краткое содержание), главные герои и их характеристики, новые слова или выражения, чем понравилось произведение, иллюстрация к прочитанному.

Дневники заполняются систематически - раз в неделю. Наибольшую сложность представляет краткое содержание к прочитанному произведению.

Читательский дневник лучше заполнять сразу же после прочтения или же на следующий день. Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понимать, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Структура читательского дневника меняется от класса к классу.

Читательский ежедневник первоклассника (дневник – отчет – это краткий отчёт о прочитанном)

Первоклассники еще не владеют письменной речью, поэтому учитель предлагает каждому учащемуся рекомендательный список для чтения, в котором уже внесены названия книги и фамилия автора. Дневник включает в себя дату, название и автора произведения и число прочитанных страниц. Основная задача такого дневника — дисциплинирующая. Наиболее удобно для такого дневника использовать тетрадь в клетку с таблицей. Ребенок с помощью родителей вносит в данный список отметку о дате прочтения. А впечатления от прочитанного помещает на отдельных страницах дневника в виде рисунков. Отзыв о прочитанном имеет устный вариант.

Во втором классе читатель, основываясь на рекомендательном списке учителя, уже сам вносит в свой читательский ежедневник название книги, фамилию втора (Рисунок 1). Впечатления от прочитанного представляются в виде иллюстрации (по желанию учащегося) и небольшого отзыва, состоящего из 2-3 предложений о том, чем понравилась книга. Отзыв дети учатся составлять письменно.

Рисунок 1

Дата прочтения

Автор, название книги

Жанр

Сюжетная линия

Главные герои и их характеристики

Чем понравилось произведение

Иллюстрация к прочитанному



В третьем и четвертом классах рекомендательный список по чтению носит тематический характер. Впечатления от прочитанного составляется в виде отзыва, в который включаются новые умения:

- описания жанра, темы, главных героев, сюжетной линии и главной мысли (Рисунок 2).

Рисунок 2

Дата

Название произведения, ФИО автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия (что произошло с главными героями

Почему запомнилось произведение

Пословица к произведению

Иллюстрация к прочитанному



















В 4 классе впечатления от прочитанного составляется в виде аннотации. Читательский дневник является помощником в организации самостоятельной читательской деятельности.

При подготовке к проводимым в школе конкурсам, викторинам или при участии в интернет олимпиадах ученик, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет, что поможет ему ответить на разные вопросы.

Имея читательский дневник с 1 по 4 класс, у ребят повысится познавательный интерес, они смогут больше уделять времени на чтение книг, у них улучшится успеваемость, Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится понимать прочитанное, а значит, сможет учиться с интересом!

Библиографический список

1. Власова В.М. Формирование читательской грамотности младшего школьника как основа для успешного обучения в школе /В.М.Власова// 2020.

2. Леонтьева А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвешение, 1981.