Елисеева С.А. ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ»
Библиографическое описание: Елисеева С.А. Инновационный педагогический опыт организации занятий с младшими школьниками по курсу «Шахматы» // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
Сегодня активно идёт процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А какие же современные дети? Всё чаще можно услышать, что дети очень изменились за последние годы: «невнимательны», «долго не могут сосредоточиться», «очень подвижные», «их трудно организовать». Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения. В этой связи задача каждого современного педагога видится в способности заинтересовать ребёнка учебной, внеурочной деятельностью. Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, преподающим младшим школьникам, является расширение кругозора, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Занятия шахматами учат творчеству. Играя в шахматы, мозг ребёнка постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Шахматы это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, воспитываетвнимательность, целеустремленность, вдумчивость. Шахматы учат детей не принимать поспешных решений, ребёнок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает бороться до конца, не унывать при неудачах.
С 2012г я веду курс «Шахматы» в начальной школе. (До этого в нашей школе был организован Шахматный всеобуч, кружок «Шахматы»), с 2019 г на базе нашей школы открыт центр «Точка Роста»
В своей работе я использую современные образовательные технологии преподавания шахмат.
Цель программы: Формирование процесса развития и саморазвития учащихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
· обучить правилам игры в шахматы;
· сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы управления поведением;
· воспитать уважительное отношение в игре к противнику;
Основные формы работы: индивидуальные, групповые и коллективные.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.
4. При реализации материального перевеса.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур.
На занятиях использую материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки о шахматах, мультфильмы про шахматы. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Огромную роль при подготовки занятий имеет методическая литература по шахматам. Я использую книги И.Г.Сухина «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» и др., В.Кострова, Д.Давлетова «Шахматный учебник для детей и родителей» и др.
Применение учебно-лабораторного оборудования на занятиях «Шахматы» разнообразит и еще больше заинтересовывает детей. Например, документ-камера, использование системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass (тесты к конкурсу «Шахматный эрудит»).
Стремлюсь разнообразить средства обучения для поддержки интереса и мотивации. Систематически использую интернет-ресурсы.
На ресурсе http://64kletki.ru/ использую онлайн учебник «Как научиться играть в шахматы за 30 минут», в котором в сжатой форме иллюстрируются правила игры, общие и частные шахматные понятия (взятие на проходе, рокировка, миттельшпиль и др.).
Окончив начальную школу, дети, увлеченные шахматами, продолжают заниматься в кружке дальше. Преемственность между начальной и средней школой дает хорошие результаты. Организуя детей на соревнования по шахматам, мы с коллегой советуемся, организуем тренировочные игры с шахматистами села, приглашаем их на соревнования и в качестве тренеров-консультантов. Наши воспитанники принимают участие не только в шахматных соревнованиях района, но и межрайонного и областного уровней. Например, соревнования Волжского р-на (с.Курумоч), Богатовский р-он с.Максимовка, с.Кинель-Черкассы. В период пандемии онлайн-игры на сайте .
Завершая учебный год организую шахматные турниры среди учащихся начальной школы в параллели и «Турнир сильнейших» (среди начальных классов). Дипломы и грамоты учащиеся помещают в портфолио.
Таким образом, использование во внеурочной деятельности «Шахматы» ИКТ-технологий (интерактивная доска, документ-камера, ноутбуки, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass и др.), интернет – ресурсы, определённых этапов обучения, разнообразие видов деятельности способствует развитию интереса к игре в шахматы, росту личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитию коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Литература:
1. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
2. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
3. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991.