В связи с новым ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.
Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
В своей работе мы широко используем дидактические игры. Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у нас сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.
Мы пришли к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
С какими же проблемами столкнулись мы при использовании дидактических игр на уроке.
- Конечно же это достаточно затратное дело. Это и распечатка, и та же пленка для ламинирования. Иначе игры будут одноразовыми.
- Это время на изготовление игры. Но в этом вопросе иногда приходят на помощь родители.
- В связи с высоким интересом учащихся к д/игре, в последствии приходится тратить время на дисциплину.
- На игру иногда тратится больше запланированного времени, что сказывается на других видах деятельности.
Хочется отметить, что использование данных игр нравится детям, что способствует развитию мотивации к обучению, познавательного интереса.
Перспективы:
- Хотим создать или возможно приобрести дидактические игры к урокам чтения, окружающего мира. Как-то на этих предметах меньше используется игр.
- В этом учебном году уже смело будем принимать помощь со стороны детей при изготовлении игр.
Библиографический список
1. А.П. Савин.- Энциклопедический словарь юного математика - М.:
2. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике Математика- Начальная школа,1997
3. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики. - Начальная школа, 1995