Публикации
2023-10-03 13:53 2022 (№ 32-43)

Сергеева М.В. РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Библиографическое описание:
Сергеева М.В. Распознавание падежей имен существительных // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.

Тип урока – открытие новых знаний

Цели и задачи урока:

Образовательные:

· актуализировать знания детей о склонении имен существительных;

· выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.

Развивающие:

развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

развивать умение объективно оценивать свои знания;

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;

создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;

Воспитательные:

· воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

· воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;

· проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

1. определять грамматические признаки имен существительных;

2. изменять имена существительные по падежам;

3. определять падеж имен существительных по вопросам;

4. различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

1. мотивировать себя на изучение русского языка.

Формируемые УУД:

познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивныепостановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностныенравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом стихотворения).

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

1.Словарная работа Карточки

Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии.

2.Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику, с.79

3.Целеполагание

-Прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

х...зяйство, к...мбайн, б...седа,к...л...ндарь, ш...ссе, к...рабль, к...мната, в...кзал, б...лет,к...р..ндаш, гор..д, р...бота

-Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд №2).

Хозяйство, комбайн, беседа, календарь,

шоссе, корабль, комната,вокзал,

билет, карандаш, город, работа.

Следит за правильностью исправления ошибок, объективностью выставления оценки.

-Оцените выполненную работу по критериям, записанным в листе самооценки. Поменяйтесь карточками, внесите отметку в лист самооценки.

-Что объединяет все эти слова?

-Как вы думаете, с чем будем работать на последующих уроках?

-Прочитайте на название раздела, который будем изучать.

-Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся в рамках данного раздела.

-Много ли нам предстоит выполнить в рамках этого раздела?

-На прочитайте тему сегодняшнего и последующих уроков.

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

Записывают словарные слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы.

Взаимная проверка правильности выполнения задания по критериям:

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 4 и более ошибок.

-Это все имена существительные

-Будем изучать имя существительное.

-Имя существительное.

Выполняют задание.

Ответы детей.

-Изменение по падежам имен существительных

-Как определить падеж имени существительного.

-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении.

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная

П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий;

Р -постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией

Наблюдение учителя, устные ответы,

Выполнение задания

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Работа по учебнику, c.80

Коллектив-ное выпол-нение

2.Работа по учебнику, с.81

Склонение имен существительных

Работа в парах

Проверка (ИКТ).

Индивидуальная работа.

Физкультминутка

-Кто из вас помнит сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать?

-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.

Упр.135

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Что обозначает выражение «склоняется весна»?

-Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». Правы ли вы оказались?

-Что такое склонение?

-В каком предложении даны все формы изменения имени существительного весна?

-Выполним письменное задание к упражнению.

Упр.136

-Рассмотрите таблицу.Какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи?

- Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

-Какие падежи называются косвенными?

-Какая форма является начальной для имени существительного?

Упр.137 (с записью в тетрадь)

-Прочитайте задание.

-Выполним письменное задание.

-Просклоняйте существительное окно, работая в парах.

Следит за правильностью выполнения.

-Просклоняйте существительное ежи, работая самостоятельно.

Проверка по слайду №3.

Мы растет, растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

-В русском языке 6 падежей.

Ответы детей.

Выполняют задание

-Изменяется по вопросам или падежам.

Ответы детей.

-Изменение имен существительных по падежам.

-В последнем предложении.

Записывают предложение, определяют падеж слова весна.

Ответы детей.

-Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному.

-Все, кроме именительного

-Форма именительного падежа единственного числа.

Один ученик — у доски склоняет слово лиса.

Выполняют задание в парах.

Проговаривают вслух выполненное задание.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения

Самооценка.

Выполняют под руководством дежурных детей или учителя.

4. Практическая дея-тельность

1.Работа по учебнику, с.83

Коллективное выполнение

Работа в паре

Самостоятельная работа

Упр.138

-Найдите таблицу на с.82

-Прочитайте предлоги, которые употребляются с каждым падежом.

-Кто из вас помнит, как определить падеж имени существительного?

-Прочитайте рубрику «Вспомните!» на с.83.

-Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?

Упр.140

-Прочитайте первую загадку. Отгадайте ее.

-Запишите первую загадку.

-Как будем определять падеж имени существительного земля?

И.п.

Конь бежит, земля дрожит.

-Работая в парах, запишите третью загадку, определите падеж имени существительного земли.

Проверка (слайд №4) Р.п.

Из земли вырастаю, весь мир одеваю.

-Запишите четвертую загадку и самостоятельно определите падеж имени существительного землёй.

Проверка (слайд №5). Т.п.

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

-Оцените себя и поставьте отметку в лист самооценки.

Ответы детей

-Найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос; по вопросу и предлогу определить падеж.

-Найдем слово, от которого оно зависит, поставим вопрос. По вопросу определим падеж.

Выполняют задание в парах.

Выполняется проверка с комментированием. Исправляются ошибки.

Выполняют самостоятельно

Объясняют правильность выполнения.

Работают с листом самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

индивидуальная

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Кинициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий;

Р — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Лнравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы целей?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

-Что осталось непонятным?

-Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки.

Фронтальная, индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

6. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр.142, с.84

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения