Публикации
2023-11-24 14:42 2023

Шалахова Н.В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛО-ГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Шалахова Н.В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛО-ГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.

Аннотация: Большинство исследователей и учителей-практиков пришли к выводу, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.

В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучение наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребёнок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.

Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.

Мне такие уроки проводить очень нравится.

В своей статье показала, как я применяю эту технологию на уроке.

Интегрированный урок, как инновационная технология современного урока в начальной школе

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

В начальных классах можно интегрировать уроки, которые и не связаны одной темой. Так в 3 классе я провела урок, который объединил математику и окружающий мир по теме: «Подводный мир. Сложение и вычитание многозначных чисел». Во время этого урока-путешествия дети закрепили приобретенные математические умения и навыки, знания о Мировом океане Земли, их обитателях. Сочетая разные виды деятельности, дети работали быстро, имели высокие результаты, задачи выполняли охотно, с большей отдачей.

Приведу некоторые задания из этого урока.

1) Ребята узнали площадь водной поверхности на планете Земля.

Площадь всей поверхности равна 510 млн. км², из которых 149 млн. км² это суша? Какова площадь водной поверхности?

2) Высчитали, какой океан самый глубокий и самый большой по площади.

Найдя значения следующих выражений, вы определите наибольшую глубину каждого из океанов (взаимопроверка)

Индийский

Атлантический

Тихий

Сев.Ледовитый

3021

9976

55066

4247

+4188

-1234

-44044

+1280



Тихий океан не только самый большой по площади, но и самый глубокий. Если бы можно было спуститься на лифте в самое глубокое место Тихого океана - Марианскую впадину - пришлось бы ехать 300 минут без перерыва. Сколько часов заняла бы такая поездка?

3) На уроке подсчитали, сколько весит снаряжение водолазов

- Медный шлем- 16 кг

жилет с грузами- 32 кг

баллоны с воздухом- 24 кг

обувь- 21 кг

4) Познакомились поближе с обитателями океанов

У берегов Тихого океана встречается рыбка- стрелок- брызгун. Прочитайте про неё информацию. Кто желает рассказать?

Брызгун хорошо видит, как в водной, так и в воздушной среде. Весь день рыбка плавает у поверхности воды вдоль берега и выслеживает добычу. Стоит какому-нибудь насекомому сесть на растение, как брызгун тихо подплывает, немного высовывается из воды, прицеливается и сбивает жертву струёй воды. Сама рыбка длиной 10-12 см, а струю выбрасывает в 10 раз больше.

- попробуйте и вы, как рыбки- брызгуны сбить неверные неравенства

30 дес. 5 ед. ˃ 3005

сот. 5 ед. ˂ 4050

27 сот ˂ 2727

50 сот. 6 ед. ˂ 506

5) Плывём дальше. А тут расшалились морские коньки. Восстановите цифры, которые они закрыли. (примеры на доске)

4 □ 58

6 □ 3 □ 3

-3 4 2□

+5 1 □ 2 □

□ 2 □2

□ □ 9 5 9 6



- Морской конёк- очень необычное существо. Его голова похожа на голову крошечного пони, а тело как у маленького дракончика. Плавает он вертикально. У него нет постоянного цвета: сядет на бурую водоросль- станет бурым, на зелёную- позеленеет. Но, пожалуй, самой необычной способностью морского конька является способ выхаживания потомства. Кто рождает детёнышей морского конька? Решают цепочку примеров.



- Икру мечет самка, но откладывает её в сумку, которая помещается под хвостом у самца. Самец 40 дней носит детёнышей в сумке, а затем выпускает наружу. Вот откуда взялось ошибочное мнение, что самец морского конька рождает детёнышей!

6) Запишите выражение и найдите его значение: Сумму чисел 6783 и 3568 уменьшить на 1351. Какая рыба соответствует значению выражения? (1 ученик у доски)

11702 рыба-меч

9000 рыба- молот

19000 рыба-пила

-Это рыба-молот. Рыба-молот относится к акулам. Её голова и впрямь похожа на молот. Длина рыбы 4 метра, вес 400 кг. Рождает до 40 детёнышей.

У всех акул зубы расположены в несколько рядов и постоянно меняются. Чтобы не утонуть, акулам приходится всё время плавать, т. к. у них нет плавательного пузыря - особого органа, позволяющего удерживать равновесие в воде.

7) Узнаем ещё одно животное. Выпишем 3 наименьших значения с кодовыми буквами и узнаем млекопитающее, которое живёт в воде. (работа в группах)

83501+17599 (с)

146682+13217 (н)

3517+2165 (и)

60592-5325 (т)

8674-3579 (к)

-Кит живёт в воде, но не рыба, а млекопитающее. Своих детёнышей киты кормят молоком. по росту его можно сравнить с 10этажным домом, а по массе в 10 раз больше слона.

- сколько весит кит, если слон весит 15 тонн.

- сердце кита весит 5 центнеров

-язык - в 6 раз больше, чем сердце

-зуб- в 1000 раз легче, чем язык

Уроки на основе интеграции учебного материала из нескольких предметов очень эффективны. Такие уроки эмоционально обогащают учебно-воспитательный процесс, восприятие, помогают учителю разносторонне и в системе сформировать необходимые представления и понятия. Различные виды деятельности, которые присущи урокам интегрированного содержания, делают их интересными, предотвращают утомляемость детей, усиливают интерес к обучению и школы в целом. К положительному фактору принадлежит также наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка, который в традиционном обучении используется недостаточно.

Важную роль в интегрированном уроке играет искусство учителя - личные качества, образование, коммуникативность, как учитель взаимодействует с учениками, подбирает задания и упражнения, пользуется мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеет ситуацией урока.

Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся.