Макеева А.В. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Библиографическое описание: Макеева А.В. Формирование у младших школьников лидерских качеств как актуальная проблема образования // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Проблема формирования у младших школьников лидерских качеств является одной из актуальных проблем в образовании.
Актуальность данной темы исследования связано с тем, что изучение исследуемой проблемы поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу, и самое главное, определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе сформированы основные положения и подходы к изучению различных аспектов феномена лидерства.
В теории и практике выявлениям лидеров посвящены работы А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др. Стили лидерства раскрыты в работах И.П. Волкова В.Ф. Рубахина и др. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях И.П. Волкова, Б.Д. Парыгина и др. Анализ лидерских качеств личности рассмотрен в трудах Д. Лори, А.Г. Шмелева и др.
Лидер – это субъект деятельности, который не только способен управлять собой, своими эмоциями и чувствами, но и умеет взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, отвечать за поступки других людей, готовый помогать им определиться в «море» информации и найти реальные варианты решения возникших проблем.
Лидерство, как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Изучение лидерских качеств продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены пять групп лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные, личностные и деловые.
Новым этапом стала концепция лидерского поведения. От вопроса кто является лидером перешли к вопросу, что и как лидеры делают. Самая известная нам теория, которую до сих пор используют на практике – это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный, демократический, пассивный [3].
Проблему лидерства рассматривал и А.С. Макаренко. Решение данной проблемы проводил через коллектив, его цели и виды деятельности. Благодаря такому целостному подходу А.С. Макаренко открыл ряд важных теоретических положений относительно лидерства в первичном коллективе. В этой связи наиболее ценным представляется положение о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанное А.С. Макаренко. Он находил те условия, при которых деловые отношения становятся наиболее эффективными. Важнейшее из этих условий – реальная возможность для каждого члена группы принять на себя ответственность [4].
В настоящее время всё чаще внимание учёных (Т.Е. Вежевич, В.Ф. Рубахин и др.) привлекает проблема формирования лидерских качеств у младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» – все эти типичные черты моральной психологии определяются и оформляются в младшем школьном возрасте.
В работе с детьми младшего школьного возраста учителю необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, больше хвалить при всех. Детям необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.
Из собственного общения с товарищами в коллективе ребенок чувствует, как высоко ценятся в отношении с другими такие качества, как отзывчивость, чувство товарищества и справедливости, вызывают отрицательное отношение такие качества, как жадность, тщеславие, неумение считаться с другими.
Отмеченные возрастные особенности младших школьников позволяют рассматривать этот возрастной период как важную ступень в личностном развитии и становлении личности ребенка, считать его сензитивным для формирования лидерских качеств [1].
Лидерские качества младших школьников определяются как совокупность определенных свойств, черт, позволяющие члену детского коллектива выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. К лидерским качествам младших школьников можно отнести знание дела, умение убеждать, умение предотвращать конфликты, ответственность активность, инициативность, общительность, сообразительность, организованность и др.
Вышеперечисленные лидерские качества младших школьников формируются в процессе включения обучающихся в различные виды деятельности, и в их формировании большая роль принадлежит учителю. Учитель постепенно приучает обучающихся к выполнению различных поручений. Более активные дети иногда захватывают инициативу в общественной жизни, но мотивом их деятельности является желание показать себя, выделиться, поэтому учителю надо включать в общественную жизнь класса самых разных детей, чтобы дети могли быть и исполнителями, и организаторами.
С целью формирования у младших школьников лидерских качеств в системе коллективно-творческого воспитания выработан оптимальный для временного коллектива вариант деления на микрогруппы.
Микрогруппа – это основное место общения и деятельности ребенка, в котором всего 5-7 детей. Микрогруппы могут быть постоянными, тогда основой их деятельности в смене может стать: подготовка дел по интересам; или временными: творческая группа, совет дела.
Анализ литературы показывает, что формироваться микрогруппы могут различными способами, в зависимости от своего назначения:
– группы по интересам (музыка, спорт, танцы и др.);
– группы, комфортные для общения;
–«деятельностные» группы;
– иногда используется прием формирования группы «под лидера» [2].
Таким образом, формирование у младших школьников лидерских качеств - актуальная проблема образования, решение которой происходит через включение обучающихся в различные виды деятельности, в процессе которых младшие школьники учатся работать в коллективе, высказывать свое мнение, слушать и слышать других, у них формируется ответственность, активность, инициативность, общительность, организованность и др.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 126 с.
2. Кретов Б. И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3. С. 45-50.
3. Курт Левин. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. – 572 с.
4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина в педагогике. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2015. - 543 c.