ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОТБОРА В ФЕХТОВАНИИ НА САБЛЯХ
Иванова Татьяна Александровна тренер-преподаватель Иванов Сергей Анатольевич тренер-преподаватель МБУДО СШОР №13 "Волгарь", г. Тольятти
В принципиальном смысле об отборе в фехтовании на саблях говорить особо не приходится. Тренер всегда бывает рад всем, кто придет, так как от этого зависит его финансовое положение. Поэтому, когда мы говорим об отборе, имеем в виду ориентирование на предварительной стадии, когда тренер оценивает индивидуальные задатки его учеников.
Весь процесс адаптации юного спортсмена фехтовальщика к условиям и требованиям этого вида спорта, может реализовываться либо методом «проб и ошибок», либо методом целенаправленного апробирования со стороны тренера его потенциальных возможностей для дальнейшего ориентирования в многолетней подготовке.
Точность в прогнозе будущих результатов в большой мере зависит от точности оценки выявления основных сенсомоторных качеств и интеллекта, а также технических качеств, которые могут задерживать или ограничивать рост мастерства в технико-тактическом плане.
Таким образом, если присущие спортсмену сочетания психических и морфофункциональных особенностей могут характеризовать одаренность индивида в том или ином виде деятельности, то задача тренера заключается в том, чтобы найти диапазон и направленность индивидуальности спортсмена в фехтовании.
Оценивая одаренность мы испытываем затруднение. Она состоит в следующем: наблюдаемые и измеряемые с помощью различных тестов индивидуальные особенности поведения спортсмена и реагирования отражают совокупность врожденных и приобретенных качеств. Причем непонятно, какая доля в этой совокупности наследуется, а какая приобретается в процессе тренировок.
Возможность ответа на данный вопрос кроется в проведении тестов и оценки тех качеств, которые в основном наследуются и лишь в незначительной мере поддаются воздействиям внешней среды.
Традиционно принято смотреть на отбор как на многоцелевую процедуру, осуществляемую на разных этапах подготовки фехтовальщиков:
- отбор и предварительная ориентация;
- углубленная проверка соответствия требованиям, предъявляемым к спортсменам в фехтовании на саблях;
- отбор в спортивную команду;
- отбор к участию в главных соревнованиях.
Отбор и предварительная и ориентация детей предшествуют началу спортивной специализации.
Основное внимание тренер обращает на те качества ребенка, которые соответствуют требованиям фехтования. Рассмотрим некоторые из них:
- движения, которые выполняет сабельный фехтовальщик, имеют в своей основе скоростной или скоростно-силовой характер;
- удачное выполнение многих технико-тактических действий затруднено из-за активных действий противника;
- в ходе поединка фехтовальщик аритмично и в очень жестком дефиците времени осуществляет передвижения разной направленности, действия в нападение и защитно-ответные действия;
- победные действия в поединке во многом зависят от умения фехтовальщика точно и своевременно оценить поведение противника.
Направленная ориентация - это не только проверка координационных возможностей и двигательных реакций фехтовальщика, но и оценка его интеллектуальных способностей и готовности к обучению; поведенческой активности, выражаемой в стремлении или избегании общения со сверстниками; склонности к соперничеству.
Решаются самые общие задачи пригодности и перспективности занятий фехтованием.
Естественно, термин «пригодность» имеет условное значение, так как тренер обычно не доводит до ребенка или его родителей, что он не подходит для занятий фехтованием или подходит только на 50 %. Он и сам этого зачастую не знает. Некоторые дети проявляют себя не сразу, и говорить о том, что они непригодны не приходится. Их психомоторные и интеллектуальные сензитивные периоды еще не наступили это все в будущем, а что за этим последует, мы предсказать затрудняемся. Поэтому с оценками следует быть очень и очень осторожными.
Используемые тесты тренером должны быть простыми, удобными и не требовать много времени для проведения. Этому можно найти объяснения: во-первых, у тренера нет сложной и точной исследовательской аппаратуры, а во-вторых, у него нет много времени чтобы этим долго заниматься. Он заинтересован в том, чтобы просмотреть как можно больше детей и затратить на это минимум времени.
Особую важность имеют те качества, которые имеют первоочередное значение, на основе которых можно делать прогноз успешности занятий фехтованием (Таблица 1).
Таблица 1 - Влияние физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта фехтование
Физические качества и телосложение
Уровень влияния
Скоростные способности
значительное влияние
Мышечная сила
незначительное влияние
Вестибулярная устойчивость
среднее влияние
Выносливость
среднее влияние
Гибкость
среднее влияние
Координационные способности
значительное влияние
Телосложение
незначительное влияние
Для начала оценке подлежат задатки и двигательная активность. В фехтовании это прежде всего психомоторные качества:
- разные формы проявления быстроты (быстрота одиночного движения, двигательное реагирование, частота движений);
- координационные качества, точность и ловкость движений;
- скоростно-силовые качества;
- соотношение двигательной активности и саморегуляции поведения.
Немного реже на этом этапе оцениваются быстрота двигательного и тактического научения, психическая устойчивость в экстремальных ситуациях, склонность к соперничеству, способность предугадывать намерения противника, уровень боевой активности.
Конечно некоторые оценки могут быть отнесены к более позднему времени, но скорость двигательного научения, которая зависит не только от координации, но от способности ребенка к произвольному вниманию и оперативному запоминанию, следовало бы оценивать уже на первом этапе.
Практика отбора в фехтовании на саблях свидетельствует, что на первоначальном этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих функциональные, биомеханические, морфологические, и психические особенности, которые необходимы для дальнейших успешных занятием фехтованием. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов создают значительные трудности в отборе. Поэтому данные, полученные на начальном этапе отбора, следует считать как ориентировочные. Поэтому необходимо определять исходный уровень подготовленности детей, а также темпы ее роста. Контрольные испытания для поступления в спортивные школы в подавляющем большинстве случаев могут говорить лишь о готовности ребенка на данном этапе выполнить контрольные тесты и очень мало говорят о его возможных перспективах. Спортивный результат фехтовальщика на саблях в будущем, зависит не столько от уровня развития физических качеств в самом начале спортивной подготовки, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки.
Физическое развитие детей для занятий фехтованием следует оценивать по ряду внешних признаков: рост, вес, длина нижних и верхних конечностей.
Важно оценивать не столько исходный уровень показаний контрольных упражнений, у контингента при отборе в спортшколу, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении всего времени занятий фехтованием. Данный подход дает нам возможность с более высокой степенью точности оценки для выявления потенциальных возможностей обучающихся, их спортивную одаренность. Главными критериями прогнозирования на этой стадии становится темп развития физических качеств и формирование навыков двигательного характера (моторная обучаемость). Моторную обучаемость определяют по времени, которое затрачивает обучаемый для овладения техникой того или иного фехтовального движения или действия. Темпы с которыми идет формирование двигательных навыков и развитие физических качеств позволяют предвидеть перспективность фехтовальщика в будущем.
Задача второго этапа отбора является определение степени соответствия индивидуальных данных юных фехтовальщиков требованиям, предъявляемых к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования, медико-биологические исследования и психологические исследования. Задачей следующего этапа отбора является систематическое изучение каждого обучаемого спортивной школы на протяжении многих лет для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.
Длительное и тщательное изучение спортсмена занимающегося фехтованием повышает надежность определения его для дальнейших тренировок фехтования. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические обследования и психологические исследования с целью дальнейшего определения слабых и сильных сторон подготовленности обучаемого. В теории и практике фехтовального спорта все чаще выдвигается на лидирующее место проблема спортивной одаренности, но в конечном итоге остается не решенным вопрос, на базе каких показателей проводить отбор, чтобы его эффективность была максимально высокой. Для занятий фехтованием предпочтение отдается тому контингенту детей, который к моменту отбора обладает, по мнению тренеров, производящих отбор, необходимыми качествами и свойствами, требующихся в фехтовании. В последствии полученные данные сводят воедино, переводят в таблицы и классифицируют. Отбор в спорте относят к разновидности профессионального отбора, который представляет систему средств и методов определения лиц, природные способности которых отвечают требованиям одного из видов спорта. Отбор в фехтовании базируется на следующих факторах:
-знания требований в фехтовании;
-научно-обоснованных критериях, их количественных характеристиках;
- зарекомендованной процедуре отбора.
Третий этап отбора имеет цель определение спортсменов у которого можно прогнозировать рост результатов на международном уровне. Этот этап отбора связан с комплектованием кадетских, юниорских и молодежных команд страны.
В программе отбора на этом уровне следующие разделы:
1) состояние здоровья;
2) медико-биологическое обследование;
3) антропометрические характеристики;
4) психодиагностика;
5) выполнение контрольных нормативов.
Отбор в фехтовании на саблях в спортивную команду зависит от уровня технико-тактического мастерства фехтовальщика. А уже потом, тренер должен контролировать взаимоотношения между кандидатами в команду, к чему они больше предрасположены: к индивидуальному соперничеству или командной борьбе; насколько высока конкуренция в команде: готовы ли они не радоваться проигрышу своего товарища по команде, а переживать за результат командной борьбы. Вот один из примеров: на Олимпийских игра в Рио Де Жанейро молодая саблистка, только что перешедшая из юниоров во взрослое фехтование и занявшая первое место в личном зачете Яна Егорян в командном турнире не была капитаном в командном первенстве. Капитаном команды поставили Софью Великую, только потому, что она была во первых более мотивирована и во вторых она более ответственна за команду в силу своего опыта участия в командных турнирах.
В процессе отбора в сборные команды России по фехтованию, спортсмены (дети, кадеты, юниоры) участвуют в серии зачётных всероссийских соревнований результаты которых (личные соревнования) оцениваются по шкале (Таблица 2).
Таблица 2 - Шкала набранных очков в личных всероссийских соревнованиях
Место
1
2
3-4
5-8
9-16
17-32
Очки
32
26
20
14
8
4
Очки, в соответствии с занятыми спортсменами местами во всероссийских и международных соревнованиях, перемножаются на коэффициент, определённый для данных соревновании, затем суммируются (в сумму очков включаются 3 лучших результатов международных этапов, 3 международных соревнования в календаре, 3 лучших результата на всероссийских соревнованиях плюс первенств мира), образуя российский рейтинг спортсменов различной возрастной категории.
Если проанализировать составы команд кадетов и юниоров мы можем сказать, что на протяжении всего времени на разных возрастных этапах происходит конкурентная борьба за отбор попадания в сборную страны. Не все спортсмены могут безболезненно перейти на следующий возрастной уровень и набрать очки во всероссийском рейтинге для попадания в сборную России. И только Позднякова Софья из вышеперечисленных спортсменов смогла на настоящий момент пройти все возрастные этапы и попасть во взрослую сборную страны. Но это не означает, что и другие спортсмены в будущем не смогут попасть в сборную России по фехтованию на саблях. Доказательство тому, такие спортсмены, как Ибрагимов Камиль входивший в состав кадетской сборной в 2013 году и Егорян Яна соответственно входившая в кадетскую сборную в 2012 году и ставшая олимпийской чемпионкой.
В отборе для участия в главных соревнованиях главное значение приобретают те качества фехтовальщика, которые могут повлиять на результат: устойчивость фехтовальщика в психическом плане, уровень функциональной подготовки систем организма, на которые налагается основная нагрузка во время соревнований. В этом отборе главное нужно оценивать то, что имеет «высокую прогностическую надежность». А если смотреть дальше на то, что говорит нам наука, то мы видим правильно организованное тестирование должно проводится на трех уровнях: функциональном, психомоторном и социально-психологическом.
-На функциональном уровне определяется готовность организма спортсмена (двигательная, сердечно-сосудистая, вегетативная, гормональная) к многочасовой соревновательной борьбе.
- На психомоторном уровне определяется готовность специализированных систем к своевременному и безошибочному восприятию и переработке информации в боевых ситуациях, к успешному реагированию в условиях вызванного соревнованиями, в условиях конкурентной борьбы с противниками.
В работе со спортсменами высокой квалификации тестирование осуществляется с помощью методик, в которых используют аппаратуру приспособленную к требованиям фехтования. Очень часто используют приборы для исследования быстроты и точности реагирования, быстроты и точности восприятия и переработки информации, концентрации и распределения внимания, специально изготовленные приборы для выявления быстроты расчета операций и принятия тактических решений.
- На социально-психологическом уровне определяется готовность фехтовальщика вести бои на фоне стресса и утомления. Психическая устойчивость обычно определяется с помощью тестов и специальных наблюдений за поведением фехтовальщика в экстремальных в учебно-тренировочных боях и контрольных соревнований. В них специально вводятся некоторые помехи, которые должны влиять на психическое состояние фехтовальщиков. По реакции на эти помехи судят об психической устойчивости.
Можно было бы конечно ограничиться этими взглядами. Но не все так просто. В многолетней и разноплановой работе тренера по фехтованию не бывает одного правильного пути. Это всегда трудный поиск и выбор с хорошей долей риска. Поэтому те, кто сомневается, что рассмотренный выше взгляд на проблематику отбора и ориентацию в фехтовании единственный неправ. Некоторые специалисты придерживаются следующего мнения, что отбор и ориентация для достижения спортивного успеха нужно делит на шесть уровней:
- на первом уровне, учитывая возраст и подготовленность младших школьников (7 - 8 лет), главное внимание нужно уделять выявлению задатков и оценке двигательной активности;
- развитие специальных качеств и элементарная подготовленность детей (9-10 лет) позволяет на втором уровне оценить степень одаренности;
- на третьем уровне у детей (11 — 12 лет) оцениваются способности, которые проявляются в спортивной деятельности, как сочетание одаренности с навыками и умениями;
- четвертый уровень является основным в формировании и оценке мастерства спортсмена;
- на пятом уровне спортивное мастерство подкрепленное надежностью в соревновательной деятельности ведет к успеху в спорте;
- отбор и ориентирование по критерию спортивного успеха проводятся на последнем шестом уровне.
Эти ступени в успешной деятельности спортсмена позволяют своевременно и главное эффективно выделять то, что является главным в отборе на каждом из этапе подготовки.
Деятельность тренера по фехтованию на начальном этапе сводится к поиску детей, которые в будущем, через нескольких лет занятий будут близки к своим модельным характеристикам. Такие модельные индивидуальные характеристики не похожи с «моделью чемпиона» того или иного вида спорта, под которую подгоняются спортсмены, чтобы добиться высоких результатов.
Модельная характеристика- это образ того, каким должен быть спортсмен, по мнению тренера при целенаправленном развитии его индивидуальных качеств.
Этот поиск идет в двух основных направлениях:
- изучение индивидуального стиля деятельности и личности ребенка;
- определение наследственных влияний.
При изучении индивидуального стиля деятельности и личности тренер по фехтованию должен опираться на многолетние наблюдения. Главной основой стиля, который формируется у спортсмена, являются те особенности поведения, которые являются стабильными в детском, кадетском и юниорском возрасте. Изучение наследственности при прогнозировании в достижениях спортсменов сводится к исследованию генетических предрасположенностей; изучению истории достижений родителей и детей в одном и том же возрасте; установлению связи между заведомо известными наследственными признаками и двигательными достижениями.