СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гришина Татьяна Николаевна воспитатель МАДОУ № 1 "Детский сад Будущего", г. Богданович
На современном этапе развития сказкотерапия представляет собой активно развивающееся научно-практическое направление. Эта технология имеет многовековую историю - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Мой опыт работы с дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и сказками. Поэтому я на своих занятиях использую сказкотерапию.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, а также обучение, диагностика и коррекция. (1)
Актуальность технологии сказкотерапии заключается в том, что сказки были и будут – естественной составляющей всей повседневной жизни детей. Я считаю, что сказкотерапия одно из перспективных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация развивающей среды. Поэтому в своей группе я стараюсь создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания действовать. В самостоятельной деятельности, в процессе игры я использую наборы игрушек для настольного театра: «Пальчиковый театр», театр перчаток (самодельный), театр на ложках (самодельный), театр цветов (самодельный), шапочки-маски, ободки, костюмы в уголке ряженья, настольные и напольные ширмы для кукольного театра. Для того чтобы дети могли перевоплощаться в героя сказки я изготовила «ковёр-самолёт в виде солнышка».
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии очень разнообразны. (3) Применяя метод на практике, я выделила следующие этапы:
· Пальчиковые игры;
· Упражнения на развитие речевого дыхания;
· Словесная режиссерская игра;
· Сказкотерапевтическое рисование;
· Метод групповое рассказывание сказок «А что потом?»;
· Метод рассказывание сказок и историй;
· Метод «Самостоятельное сочинение сказок и кратких историй».
Метод «Пальчиковая игра»очень полезна для развития мелкой моторике пальцев рук. Дети, проговаривая стихотворение находятся в сказке изображают животных, цветы ветер и т.д. Совместная словесная импровизация позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Для удобства в работе с детьми я применяю картотеку пальчиковых игр.
Упражнения на дыхание я включаю их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, в организующий момент или в физкультминутки. Упражнения лучше проводятся в игровой форме, тогда дети выполняют их с интересом и удовольствием. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста помогает в работе.
Метод сказкотерапевтическое рисование. Наши дети очень любят рисовать сказки и сказочные истории. Первый наш альбом «Мой любимый сказочный герой», второй альбом «Сказочная, волшебная страна». Дети в своих работах изображают сказочных героев, и звездное небо, и волшебную поляну, и сказочные буквы, и заколдованные цифры. Ребята по своим рисункам рассказывают и придумывают истории и сказки, и мы все выбираем самый красивый и интересный рисунок. Эта занятие является замечательным средством для обогащения словарного запаса детей, а также способствует проявлению детского творчества и фантазии. (1)
Очень нравится детям метод групповое рассказывание сказок «А что потом?» Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании (важно отметить, что такая форма работы может быть использована в работе с детьми от 5 - 7 лет).
Метод «Групповое сочинение сказок и кратких историй». Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. (3) Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.
Мною обобщён и систематизирован теоретический материал. Изучен опыт других педагогов. Подобран практический материал. Подобран материал для консультаций родителей, воспитателей. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой развития творческих способностей.
Список литературы
1.О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. –СПб, ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012.-112с.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. «Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р. И. Шустров; ред. Г. А. Седова. – 5. Санкт-Петербург, 1998. – 349 с. - (Ребенок и взрослый 21 века).
4.Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. /Ярославль: Академия развития,2006.
5. «Сначала был метод…» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cka3kapro.ru/poliana/tema3.htm