Кузнецова Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Кузнецова Н.А. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Работа над ошибками, допущенными обучающимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако организация работы обучающихся над ошибками вызывает много вопросов. Как правило, такая работа проводится фронтально, без учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В результате на уроке обычно успевают разобрать не более четырёх-пяти орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными - обучающиеся, которые допустили ошибки.
Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей. Первая из них - разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для усвоения определённых грамматических правил и для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам одного и того же класса требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Вторая трудность, с которой сталкивается учитель, - это различный темп работы обучающихся. Часть обучающихся выполняет задания быстрее и вынуждена ждать, когда закончат работу остальные. Ученики, работающие медленно, а к ним чаще всего относятся добросовестные, аккуратные, увидев, что они отстают, начинают торопиться. Спешка ведёт за собой небрежность, ошибки и, как следствие, плохие оценки. Неудачи убивают в ребёнке не только веру в себя, но и интерес к самой работе, пропадает желание самостоятельно работать, учебный труд становится неприятным. Систематическое отсутствие индивидуального подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников.
Большую роль в проведении самостоятельной работы над ошибками играет подбор дидактического материала. При составлении этого материала надо стремиться отбирать тексты, насыщенные нужными орфограммами для тренировки правописания. Работа каждого ученика становится сознательной, он приобретает умение чётко определять, на какое правило допущена им ошибка, находить в учебнике нужное правило, начинает по-настоящему учиться, мыслить, задумывается над написанием слов. Кроме того, самостоятельная работа с дидактическим материалом имеет большое значение для расширения и обогащения словарного запаса обучающихся.
Приёмы самостоятельной работы обучающихся над ошибками.
· Самостоятельное объяснение правописания тех слов, в которых были допущены ошибки.
· Подбор проверочных слов к данным словам.
· Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
· Взаимопроверка работ обучающихся.
· Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
· Подбор примеров, противоположных по написанию.
· Выборочное списывание слов и словосочетаний с определёнными орфограммами.
Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила. Полезной формой работы над ошибками является ведение обучающимися индивидуальных словариков.
Работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеников, были им же исправлены и объяснены. Для того чтобы облегчить обучающимся работу, целесообразно ознакомить их с памяткой самостоятельной работы над ошибками. В этой памятке есть номер орфограммы и указание, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить орфограмму.
Проверяя работу ученика в тетради, учитель исправляет ошибку и на полях указывает номер орфограммы. Ученику дома или в классе во внеурочное время достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? Дело в том, что ученик допустил ошибку потому, что не видит орфограммы или ошибочно её определяет. Указывая номер орфограммы, мы помогаем ученику определить её правильно и поработать над ней.
Работа над ошибками по русскому языку.
Памятка для ученика начальной школы.
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск букв.
Выпиши слово. Подчеркни пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги правильно.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово для переноса правильно.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.
5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним, запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: ель, тень, пень, коньки.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова, поставь правильно знак ударения.
9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни в корне безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Вспомни окончание. Проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши ещё пример.
Делай так: на опушке (на земле - 1 скл.), на полянке (на земле - 1 скл.), у речки (у земли - 1 скл.).
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Запиши. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему- м.р., ед.ч., д.п.
32. Мягкий знак на конце глаголов 2-ого лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола.
Делай так: пишет - писать (I спр.), ставит - ставить (II спр.).
Может показаться, что работа с орфограммами сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками - единственно надёжный путь.