Публикации
2023-09-26 11:06 2021 (№ 17-31)

Соколова Н.К. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАРИНЭ КАРЭНОВНЫ СОКОЛОВОЙ

Библиографическое описание:
Соколова Н.К. Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Наринэ Карэновны Соколовой // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Каждый учитель задумывался о том, что ему необходимо постоянно самосовершенствоваться не только, как личности, но и в своей профессиональной сфере. На протяжении двух лет я работаю над темой: «Применение метода кейс-стади во внеурочной деятельности».

Сразу хочу дать определение данному методу обучения. Кейс-стади – это метод обучения, который основывается на разборе и анализе ситуации, в рамках изучаемой темы и области знаний учащихся. Данный метод сложен по своей структуре тем, что учитель должен обладать высокой квалификацией, а дети должны быть компетентными в данной области знаний, где применяется этот метод.

В рамках внеурочной деятельности я второй год реализую программу экологического воспитания «Экологическая азбука», где метод кейс-стади применяется активно на занятиях. Мы разбираем экологические проблемы, анализируем полученный результаты, создаём проекты, исследуем проблему изнутри. В рамках данной программы я активно занимаюсь реализацией проектно-исследовательской деятельности.

В таблице 1 будет приведен фрагмент КТП по программе «Экологическая азбука» для 2 класса обучения.

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Экологическая азбука»



занятия

Тема

Кол-во часов

По планы

По факту

Оборудование

Формируемые УУД

1

Что такое экология?

1

Проектор, презентация, экологическая карта, схемы

Предметные: анализировать современные экологические проблемы и предлагать пути их решения; иметь представление о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Метапредметные: регулятивные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; познавательные: читать, анализировать текст, составлять таблицу на его основе; представлять полученную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; коммуникативные: готовить сообщения с помощью взрослых;

формулировать собственное мнение и позицию;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать личную ответственность за состояние окружающей среды

2

Кто такой эколог?

1

Карточки, иллюстрации, мультимедийная презентация

3-4

Экскурсия «Экология моего города»

2

Инструктаж по ТБ, карта-схема, бланки наблюдений

5-6

Проект: «Охрана и защита окружающей среды»

2

Видеоролики по Экологическим проблемам и охране природы в лесных зонах.

Фото, презентации о растениях и животных, занесенных в Красную книгу России.



Пример применения кейс-стади на уроках внеурочной деятельности.

Знакомство с проблемой:

Рано утром 61-летний Юрий Ажичаков сел на велосипед и отправился в свою любимую бухту Сеногда, расположенную в северо-западной части сибирского озера Байкал. В этом самом старом, самом глубоком и самом обширном озере мира содержится 20% общемировых запасов пресной воды. Часто его называют самым чистым озером в мире. Но Ажичаков выяснил, что это уже не так. Некогда девственно чистые пески Сеногды толстым слоем покрыла вонючая черно-зеленая липкая масса.

Поиск решения.

Для этой работы объединитесь в небольшие группы по три-четыре человека. Задача вашей группы - подготовить текст выступления по радио, заметку в газету, эскиз демонстрационного стенда, проект сценария пьесы на экологическую тематику и т. д.

Комментарий для педагога.

На основании подготовленных материалов целесообразно составить программу «За чистоту родного края», в которую бы вошли экологические разработки среди младших школьников, сверстников, населения города и района.

В ходе своей работы мы с детьми реализовали следующие экологические проекты: «Пластику нет места», «Дом для птиц зимой», «Очищаем мир», «Охрана и защита окружающей среды».

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение активных методов обучения, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А также фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, создание мотивационного компонента для реализации самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.

Источники:

Danik Fedirko, 05.06.2018, [сайт vc.ru] // Case study — метод активного образования. URL: https://vc.ru/education/39384-case-study-metod-aktivnogo-obrazovaniya.