Каждый учитель задумывался о том, что ему необходимо постоянно самосовершенствоваться не только, как личности, но и в своей профессиональной сфере. На протяжении двух лет я работаю над темой: «Применение метода кейс-стади во внеурочной деятельности».
Сразу хочу дать определение данному методу обучения. Кейс-стади – это метод обучения, который основывается на разборе и анализе ситуации, в рамках изучаемой темы и области знаний учащихся. Данный метод сложен по своей структуре тем, что учитель должен обладать высокой квалификацией, а дети должны быть компетентными в данной области знаний, где применяется этот метод.
В рамках внеурочной деятельности я второй год реализую программу экологического воспитания «Экологическая азбука», где метод кейс-стади применяется активно на занятиях. Мы разбираем экологические проблемы, анализируем полученный результаты, создаём проекты, исследуем проблему изнутри. В рамках данной программы я активно занимаюсь реализацией проектно-исследовательской деятельности.
В таблице 1 будет приведен фрагмент КТП по программе «Экологическая азбука» для 2 класса обучения.
Таблица 1. Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Экологическая азбука»
№
занятия
Тема
Кол-во часов
По планы
По факту
Оборудование
Формируемые УУД
1
Что такое экология?
1
Проектор, презентация, экологическая карта, схемы
Предметные: анализировать современные экологические проблемы и предлагать пути их решения; иметь представление о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды
Метапредметные: регулятивные: определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения; познавательные: читать, анализировать текст, составлять таблицу на его основе; представлять полученную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; коммуникативные: готовить сообщения с помощью взрослых;
формулировать собственное мнение и позицию;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения
Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать личную ответственность за состояние окружающей среды
2
Кто такой эколог?
1
Карточки, иллюстрации, мультимедийная презентация
3-4
Экскурсия «Экология моего города»
2
Инструктаж по ТБ, карта-схема, бланки наблюдений
5-6
Проект: «Охрана и защита окружающей среды»
2
Видеоролики по Экологическим проблемам и охране природы в лесных зонах.
Фото, презентации о растениях и животных, занесенных в Красную книгу России.
Пример применения кейс-стади на уроках внеурочной деятельности.
Знакомство с проблемой:
Рано утром 61-летний Юрий Ажичаков сел на велосипед и отправился в свою любимую бухту Сеногда, расположенную в северо-западной части сибирского озера Байкал. В этом самом старом, самом глубоком и самом обширном озере мира содержится 20% общемировых запасов пресной воды. Часто его называют самым чистым озером в мире. Но Ажичаков выяснил, что это уже не так. Некогда девственно чистые пески Сеногды толстым слоем покрыла вонючая черно-зеленая липкая масса.
Поиск решения.
Для этой работы объединитесь в небольшие группы по три-четыре человека. Задача вашей группы - подготовить текст выступления по радио, заметку в газету, эскиз демонстрационного стенда, проект сценария пьесы на экологическую тематику и т. д.
Комментарий для педагога.
На основании подготовленных материалов целесообразно составить программу «За чистоту родного края», в которую бы вошли экологические разработки среди младших школьников, сверстников, населения города и района.
В ходе своей работы мы с детьми реализовали следующие экологические проекты: «Пластику нет места», «Дом для птиц зимой», «Очищаем мир», «Охрана и защита окружающей среды».
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение активных методов обучения, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А также фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, создание мотивационного компонента для реализации самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.
Источники:
Danik Fedirko, 05.06.2018, [сайт vc.ru] // Case study — метод активного образования. URL: https://vc.ru/education/39384-case-study-metod-aktivnogo-obrazovaniya.