ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Цветкова Наталья Владимировна воспитатель СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №, 2 п. г. т Смышляевка, Самарская область, Волжский район
Пояснительная записка.
Адаптация — это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Особенно уязвим для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего подготовлен к отрыву от родных. В этом возрасте адаптация к детскому саду проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
1. обогащать и совершенствовать физический опыт детей;
2. побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию;
3. вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками;
4. расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим;
5. развитие умения конструктивно взаимодействовать;
6. развитие познавательной и эмоциональной сфер ребенка.
Поэтому период адаптации нужно организовывать так, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания. Самое главное для воспитателя- завоевать доверие малыша. Нужно дать почувствовать ребенку, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека.
Следует помнить, что во время игры нельзя ругать или критиковать ребенка за ошибки, нужно лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.
Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме и участие в игре каждого должно быть добровольным. Если ребенок боится или стеснятся, нужно дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам захочет присоединиться к ним.
Основная задача игр в период адаптации-формирование эмоционального контакта, доверие детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
1. Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
2. Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу).
3. Всем детям предлагаются одинаковые предметы.
4. Инициатором игры выступает взрослый. Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
- Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
- Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
- В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
- В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
- В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Предлагаю Вам интересные игры с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Игры, направленные на эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игра № 1 «Дай ручку»
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Игра № 2. «Иди ко мне».
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
Игра № 3 «Лови мячик!»
Материал к игре: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Игра № 4 «Я Петрушка-веселая игрушка!»
Материал к игре: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Игра № 5 «Соберем игрушки».
Материалы к игре: коробка, игрушки.
Ход игры. Воспитатель приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Садится рядом с малышом, дает в руки игрушку и вместе с ним кладет ее в коробку. Затем дает другую игрушку и просит ребенка самостоятельно положить ее в коробку. Пока игрушки складываются, воспитатель может напевать что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Игра № 6 «Мяч».
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой.
Всюду рядом он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мне с ним играть!
После этого мяч «убегает», а взрослый ловит его. Игра № 61 «Рисунки на песке»
Материалы к игре: манная крупа или песок, мелкие игрушки.
Ход игры. Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик.
Игра № 7 «Разговор с игрушкой»
Материалы к игре: две перчаточные игрушки.
Ход игры. Воспитатель надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Воспитатель прикасается к ней, можно погладить и пощекотать, при этом спрашивает: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.
Игра № 8 «Рисунки на песке»
Материалы к игре: манная крупа или песок, мелкие игрушки.
Ход игры. Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик.
Игра № 9 «Доброе утро»
Ход игры. Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).
III. Игры, направленные на сближение
детей друг с другом и воспитателем
Игра № 10 «Давайте познакомимся!»
Материалы к игре: резиновый мяч или любая игрушка.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Игра № 72 «Раздувайся, пузырь!»
Ход игры. Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова: Раздувайся, пузырь, оставайся такой, Раздувайся большой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру. После этого игра повторяется.
Игра № 11 «Лови-лови!»
Материалы к игре: мягкий поролоновый мячик (лоскуток или мешочек и т.д.)
Ход игры. К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. «Лови-лови!» — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается, и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
Игра № 12 «Чей голосок?»
Ход игры. Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.
Игра № 13 «Расскажи стихи руками»
Ход игры. В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками», почему только руками? Можно всем телом, — великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии. Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Ниже приводятся два стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные.
IV. Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
Игра № 14 «Найди игрушку»
Материалы к игре: любая игрушка
Ход игры. Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке»; затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Таниной кровати». После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («там моют посуду», через действия («лежит тихо, закрыв глаза» и т. д.
Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д. — и знакомиться с людьми, работающими там).
Игра № 15 «Чьи вещи?»
Материалы к игре: игрушечный градусник, половник, пачка стирального порошка, гармошка (пианино)
Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Любовь Федоровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
Игра № 16 «Матрешка» (сенсорное развитие)
Материалы к игре: деревянная трехместная матрешка
Ход игры. Педагог показывает детям разобранную матрёшку. Предлагает познакомиться с матрёшками.
Мы матрёшки, мы - сестрички,
Все подружки-невелички.
Как начнём плясать и петь,
Никому не усидеть!
Затем предлагаю детям рассмотреть всех матрёшек, найти самую маленькую, затем побольше и т д. В месте с детьми, выстраиваем их по росту (высоте и размеру) и предлагаю детям собрать сестричек друг в друга.
В прятки с нами поиграй.
Нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться,
Мы не будем закрываться.
В заключении предлагает детям выбрать из всех матрёшек ту, которая им больше всего понравилась, дать ей имя и сравнить, чем она отличается от других «сестричек».
Игра № 17 «Веселые платочки»
Материалы к игре: яркая коробочка с отверстиями, маленькие шелковые платочки
Ход игры. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят «стайкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.
Вот платочки хороши! (стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький, покружись (кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись.
Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький, покружись (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков, ай-ай-ай. (прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький, покружись (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек)
Поплясали малыши.
И платочки сложим свои, всё умеют милые малыши.
Литература
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.