Публикации
2023-11-17 15:24 2023

Шевченко Е.А. ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ

Библиографическое описание:
Шевченко Е.А. ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.

Истинные ценности

Все ценности человека можно разделить на истинные и мнимые. К первой группе относится все то, что действительно представляет большую значимость для людей и никогда не потеряет свою важность. Мнимо – это все то, что кажется человеку необходимым, однако на самом деле таковым не является.

Истинно важное для людей – это духовные ценности. Именно благодаря им человек может повлиять на общество и на свое собственное поведение. К таковым относятся прежде всего мораль, совесть, религия, нравственность и эстетика. На основании духовных ценностей человек расставляет для себя жизненные приоритеты, выбирает тактику поведения и построения взаимоотношений с окружающими.

Основной особенностью истинных ценностей является то, что их невозможно отнять у человека. Человек может потерять все свои материальные блага, близких людей и даже свободу, но при этом сохранить внутренние убеждения и моральные качества личности.

Мнимые ценности

В современном обществе огромной проблемой является принятие человеком мнимых ценностей за истинные. Очень часто люди живут, даже не задумываясь о том, что все, имеющее важность для них, на самом деле мнимо. Это может быть жажда материального достатка, получения удовольствий и т.д. Все перечисленное не является недостатком для человека, при условии, что это не заменяет ему духовных ценностей.

К сожалению, с каждым годом планка моральных и нравственных норм современного общества опускается все ниже. На первый план для человека выходит все, что на самом деле мнимо. Это в конечном итоге может привести к подмене истинных ценностей и моральному разложению общества.

Проблема истинных и ложных ценностей

В наши дни очень важно осознавать, что наше настоящее и будущее зависит от того, насколько правильно мы определим систему жизненных ценностей.

Формы работы над формированием истинных и ложных ценностей у детей и взрослых

1. Азбука морали, которую предлагает Василий Александрович Сухомлинский.

ü Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.

ü Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

ü Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

ü Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь.

ü Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

ü Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.

2. Создание правил (устава) класса.

3. Классные часы о дружбе, о семье, о Родине.

4. Проведение родительских собраний, так как семья формирует (закладывает) у ребенка истинные ценности.

5. Ролевые игры.

6. Тестовые задания с методом ранжирования (распределите от наиболее важных к наименее важным).

Приложение

А Н К Е Т А

I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:

_____________________________________________________________

II.) Что, по вашему мнению, являются ложными ценностям:

_____________________________________________________________

III.) Какие ценности важнее в жизни:

1) духовные

2) материальные

IV.) Какие из перечисленных ценностей вы считаете наиболее важными для счастливой жизни? (Распределите от наиболее важных к наименее важным):

1) образование, профессия _____

2) родители _______

3) друзья _______

4) любовь ________

5) семья ________

7) мир (чтобы не было войны) ___

8) действия, на благо России _____

9) идеалы, вера ________

10) деловая карьера ________

11) деньги ________

6) получить от жизни больше удовольствий ________

V.) Ваши представления о счастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) семья

2) любовь

3) здоровье

4) гармония

6) любимая работа

7) достижение мечты

8) мир на земле

9) верные друзья

5) материальное благополучие

VI.) Ваши представления о несчастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) болезнь близких

2) нищета

3) депрессия

4) одиночество

5) потеря близкого человека

6) невозможность осуществления задуманного

7) война

8) отсутствие понимания другими

VII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас с добром?

1) уют

2) душевная гармония

3) достаток

4) семья

5) понимание

7) щедрость

8) мир

9) везение

10) милосердие

11) успешность

6) стремление к лучшему

VIII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас со злом?

1) эгоизм

2) жестокость

3) месть

4) война

5) убийство

6) предательство

7) непорядочность

8) зависть

9) подлость

10) наглость

IX.) Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?

1) хорошее образование

2) сильная воля

3) нужные знакомства

4) удача

5) интеллектуальные способности

6) целеустремленность, трудолюбие

7) пробивные способности

8) деньги

X.) Что в вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?

(отметьте 2-3 варианта)

1) материальные проблемы

2) взаимоотношения в семье

3) дела, связанные с учебой

4) отношения с другими людьми

5) впечатления от книги, фильма

6) то, что происходит в мире

XI.) Что такое семья?

______________________________________________________________

XII.) Какие семейные традиции существуют в вашей семье?

______________________________________________________________

XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?

1) к родителям

2) к учителям

3) к друзьям

4) к родственникам

5) к школьному психологу;

6) к классному руководителю;

7) к специалистам вне школы;

8) свой ответ_________________________

XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?

1) да 3) слышал, но ничего об этом не знаю.

2) нет

XV.) Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?

1) сами молодые люди 2) общество, которое окружает нас

3) ваше мнение ______________________________________________

Приложение 1

И Т О Г И А Н К Е Т И Р О В А Н И Я

I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:

Счастье, мир, добро, любовь, семья, друзья, жизнь, забота, вера, надежда, справедливость, здоровье

II.) Что, по вашему мнению, являются ложными ценностям:

Интернет, богатство, наркотики, богатство, деньги, слава, удовольствия, машина, дом

III.) Какие ценности важнее в жизни:

1) духовные - 56 человек

2) материальные - 8 человек

IV.) Какие из перечисленных ценностей вы считаете наиболее важными для счастливой жизни? (Распределите от наиболее важных к наименее важным):

На 1 месте - родители

На 2 месте - семья

На 3 месте - любовь

На 4 месте - друзья

На 5 месте - мир (чтобы не было войны)

На 6 месте - образование, профессия

На 7 месте - действия, на благо России

На 8 месте - идеалы, вера

На 9 месте - деловая карьера

На 10 месте - деньги

На 11 месте - получить от жизни больше удовольствий

V.) Ваши представления о счастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) семья – 60 человек

2) любовь – 24 человека

3) здоровье – 40 человек

4) гармония – 4 человека



5) материальное благополучие – 8 человек

6) любимая работа – 4 человека

7) достижение мечты – 8 человек

8) мир на земле – 20 человек

9) верные друзья – 24 человека

VI.) Ваши представления о несчастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) болезнь близких – 44 человека

2) нищета – 12 человек

3) депрессия – 0 человек

4) одиночество – 44 человека



5) потеря близкого человека – 52 человека

6) невозможность осуществления задуманного – 4 человека

7) война – 20 человек

8) отсутствие понимания другими – 4 человека

VII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас с добром?

1) уют – 8 человек

2) душевная гармония – 8 человек

3) достаток - 4 человека

4) семья – 48 человек

5) понимание – 24 человека



6) стремление к лучшему – 0 человек

7) щедрость – 16 человек

8) мир – 28 человек

9) везение – 0 человек

10) милосердие – 40 человек

11) успешность – 0 человек

VIII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас со злом?

1) эгоизм – 12 человек

2) жестокость – 48 человек

3) месть – 8 человек

4) война – 20 человек

5) убийство – 48 человек



6) предательство – 4 человека

7) непорядочность – 4 человека

8) зависть – 8 человек

9) подлость – 28 человек

10) наглость – 0 человек

IX.) Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?

1) хорошее образование – 44 человека

2) сильная воля – 32 человека

3) нужные знакомства – 4 человека

4) удача – 0 человек



5) интеллектуальные способности – 12 человек

6) целеустремленность, трудолюбие – 40 человек

7) пробивные способности – 0 человек

8) деньги – 0 человек

X.) Что в вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?

(отметьте 2-3 варианта)

1) материальные проблемы – 12 человек

2) взаимоотношения в семье – 68 человек

3) дела, связанные с учебой – 24 человека



4) отношения с другими людьми – 40 человек

5) впечатления от книги, фильма – 12 человек

6) то, что происходит в мире – 8 человек

XI.) Что такое семья?

Мама, папа и я; близкие и родные; место, где тебя любят; дом и уют; не знаю.

XII.) Какие семейные традиции существуют в вашей семье?

Катания на коньках; совместные семейные праздники; путешествия; прогулки; поездки к морю; вечер песен;

XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?

1) к родителям – 68 человек

2) к учителям – 8 человек

3) к друзьям – 44 человека

4) к родственникам – 12 человек



5) к школьному психологу – 0 человек

6) к классному руководителю – 0 человек

7) к специалистам вне школы – 0 человек

8) свой ответ – 0 человек

XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?

1) да - 24 человека

2) нет – 12 человек

3) слышал, но ничего об этом не знаю – 28 человек

XV.) Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?

1) сами молодые люди – 16 человек

2) общество, которое окружает нас - 40 человек

3) ваше мнение - 8 человек

Библиографический список

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978. – 294 с.

2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. 2016. № 1 (42). С. 170-175.

3. Ростовская Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции): монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. — Москва: РУСАЙНС, 2019. — 228 с.

4. Сысоев Н. 7 главных ценностей в жизни человека [Электронный ресурс] – URL: http://niksy.net/stati/samorazvitie/7-glavnyih-tsennostey-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka (дата обращения - 15.05.2023)