Все ценности человека можно разделить на истинные и мнимые. К первой группе относится все то, что действительно представляет большую значимость для людей и никогда не потеряет свою важность. Мнимо – это все то, что кажется человеку необходимым, однако на самом деле таковым не является.
Истинно важное для людей – это духовные ценности. Именно благодаря им человек может повлиять на общество и на свое собственное поведение. К таковым относятся прежде всего мораль, совесть, религия, нравственность и эстетика. На основании духовных ценностей человек расставляет для себя жизненные приоритеты, выбирает тактику поведения и построения взаимоотношений с окружающими.
Основной особенностью истинных ценностей является то, что их невозможно отнять у человека. Человек может потерять все свои материальные блага, близких людей и даже свободу, но при этом сохранить внутренние убеждения и моральные качества личности.
Мнимые ценности
В современном обществе огромной проблемой является принятие человеком мнимых ценностей за истинные. Очень часто люди живут, даже не задумываясь о том, что все, имеющее важность для них, на самом деле мнимо. Это может быть жажда материального достатка, получения удовольствий и т.д. Все перечисленное не является недостатком для человека, при условии, что это не заменяет ему духовных ценностей.
К сожалению, с каждым годом планка моральных и нравственных норм современного общества опускается все ниже. На первый план для человека выходит все, что на самом деле мнимо. Это в конечном итоге может привести к подмене истинных ценностей и моральному разложению общества.
Проблема истинных и ложных ценностей
В наши дни очень важно осознавать, что наше настоящее и будущее зависит от того, насколько правильно мы определим систему жизненных ценностей.
Формы работы над формированием истинных и ложных ценностей у детей и взрослых
1. Азбука морали, которую предлагает Василий Александрович Сухомлинский.
ü Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
ü Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
ü Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
ü Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь.
ü Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
ü Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.
2. Создание правил (устава) класса.
3. Классные часы о дружбе, о семье, о Родине.
4. Проведение родительских собраний, так как семья формирует (закладывает) у ребенка истинные ценности.
5. Ролевые игры.
6. Тестовые задания с методом ранжирования (распределите от наиболее важных к наименее важным).
Приложение
А Н К Е Т А
I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:
XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?
1) к родителям
2) к учителям
3) к друзьям
4) к родственникам
5) к школьному психологу;
6) к классному руководителю;
7) к специалистам вне школы;
8) свой ответ_________________________
XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?
1) да 3) слышал, но ничего об этом не знаю.
2) нет
XV.) Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?
1) сами молодые люди 2) общество, которое окружает нас
3) ваше мнение ______________________________________________
Приложение 1
И Т О Г И А Н К Е Т И Р О В А Н И Я
I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:
Счастье, мир, добро, любовь, семья, друзья, жизнь, забота, вера, надежда, справедливость, здоровье
II.) Что, по вашему мнению, являются ложными ценностям:
Интернет, богатство, наркотики, богатство, деньги, слава, удовольствия, машина, дом
III.) Какие ценности важнее в жизни:
1) духовные - 56 человек
2) материальные - 8 человек
IV.) Какие из перечисленных ценностей вы считаете наиболее важными для счастливой жизни? (Распределите от наиболее важных к наименее важным):
На 1 месте - родители
На 2 месте - семья
На 3 месте - любовь
На 4 месте - друзья
На 5 месте - мир (чтобы не было войны)
На 6 месте - образование, профессия
На 7 месте - действия, на благо России
На 8 месте - идеалы, вера
На 9 месте - деловая карьера
На 10 месте - деньги
На 11 месте - получить от жизни больше удовольствий
V.) Ваши представления о счастье? (отметьте 2-3 варианта)
1) семья – 60 человек
2) любовь – 24 человека
3) здоровье – 40 человек
4) гармония – 4 человека
5) материальное благополучие – 8 человек
6) любимая работа – 4 человека
7) достижение мечты – 8 человек
8) мир на земле – 20 человек
9) верные друзья – 24 человека
VI.) Ваши представления о несчастье? (отметьте 2-3 варианта)
1) болезнь близких – 44 человека
2) нищета – 12 человек
3) депрессия – 0 человек
4) одиночество – 44 человека
5) потеря близкого человека – 52 человека
6) невозможность осуществления задуманного – 4 человека
7) война – 20 человек
8) отсутствие понимания другими – 4 человека
VII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас с добром?
1) уют – 8 человек
2) душевная гармония – 8 человек
3) достаток - 4 человека
4) семья – 48 человек
5) понимание – 24 человека
6) стремление к лучшему – 0 человек
7) щедрость – 16 человек
8) мир – 28 человек
9) везение – 0 человек
10) милосердие – 40 человек
11) успешность – 0 человек
VIII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас со злом?
1) эгоизм – 12 человек
2) жестокость – 48 человек
3) месть – 8 человек
4) война – 20 человек
5) убийство – 48 человек
6) предательство – 4 человека
7) непорядочность – 4 человека
8) зависть – 8 человек
9) подлость – 28 человек
10) наглость – 0 человек
IX.) Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?
1) хорошее образование – 44 человека
2) сильная воля – 32 человека
3) нужные знакомства – 4 человека
4) удача – 0 человек
5) интеллектуальные способности – 12 человек
6) целеустремленность, трудолюбие – 40 человек
7) пробивные способности – 0 человек
8) деньги – 0 человек
X.) Что в вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?
(отметьте 2-3 варианта)
1) материальные проблемы – 12 человек
2) взаимоотношения в семье – 68 человек
3) дела, связанные с учебой – 24 человека
4) отношения с другими людьми – 40 человек
5) впечатления от книги, фильма – 12 человек
6) то, что происходит в мире – 8 человек
XI.) Что такое семья?
Мама, папа и я; близкие и родные; место, где тебя любят; дом и уют; не знаю.
XII.) Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
Катания на коньках; совместные семейные праздники; путешествия; прогулки; поездки к морю; вечер песен;
XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?
1) к родителям – 68 человек
2) к учителям – 8 человек
3) к друзьям – 44 человека
4) к родственникам – 12 человек
5) к школьному психологу – 0 человек
6) к классному руководителю – 0 человек
7) к специалистам вне школы – 0 человек
8) свой ответ – 0 человек
XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?
1) да - 24 человека
2) нет – 12 человек
3) слышал, но ничего об этом не знаю – 28 человек
XV.) Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?
1) сами молодые люди – 16 человек
2) общество, которое окружает нас - 40 человек
3) ваше мнение - 8 человек
Библиографический список
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978. – 294 с.
2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. 2016. № 1 (42). С. 170-175.
3. Ростовская Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции): монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. — Москва: РУСАЙНС, 2019. — 228 с.
4. Сысоев Н. 7 главных ценностей в жизни человека [Электронный ресурс] – URL: http://niksy.net/stati/samorazvitie/7-glavnyih-tsennostey-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka (дата обращения - 15.05.2023)