Юханова Ирина Викторовна воспитатель Романова Юлия Юрьевна музыкальный руководитель Ишина Евгения Станиславовна педагог-психолог МБДОУ Детский сад 135 г. Рязань
Продолжительность проекта – среднесрочный (2 месяца - февраль, март)
Тип проекта - исследовательский, творческий, групповой
Участники проекта - воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Возраст детей – 6-7 лет
Актуальность - Вода - основа жизни на Земле, это бесценное богатство, подаренное человечеству природой. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем! Но водные ресурсы на нашей планете катастрофически истощаются, из-за неправильной хозяйственной деятельности людей происходит загрязнение водоёмов. Нужны срочные меры, иначе нашей планете грозит экологическая катастрофа. Необходимо бережно относиться к воде – источнику жизни на земле.
Проблема - Недостаточный объём знаний у детей о значении воды, о свойствах воды, об источниках и последствиях загрязнения воды, отсутствие привычки бережно относиться к воде.
Цель проекта: Воспитание экологического сознания; формирование представлений о воде, как важном природном ресурсе; воспитание бережного отношения к воде - источнику жизни на Земле.
Задачи:
1. Способствовать расширению представления о значении воды для всего живого на земле.
2. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах и состояниях воды; подвести к пониманию круговорота воды в природе.
3. Познакомить с обитателями пресных водоёмов, морей и океанов.
4. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
5. Способствовать формированию познавательного, бережного, созидательного отношения к воде.
6. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Формировать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать свою деятельность, делать выводы на основе практического опыта.
7. Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников, вовлечение родителей в совместную с детьми проектную деятельность.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – экологическое развлечение «Вода - наше богатство» (к Всемирному Дню Воды -22 марта)
Планируемые результаты по проекту:
1. У детей достаточный багаж знаний о значении воды, о её свойствах и состояниях, о животных и растениях-обитателях водоёмов.
2. Сформировано понятие о круговороте воды в природе.
3. Дети с интересом и удовольствием экспериментируют с водой, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети могут ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, делать выводы.
5. Привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. Дети бережно относятся к воде, используют её рационально.
6. Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического образования детей. Родители работают над проектом в тесной связи с воспитателями и детьми.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по теме проекта
2. Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений о воде.
3. Пополнение развивающей среды:
4. - Создание мини-библиотеки художественной и познавательной литературы о воде.
5. - Подбор иллюстративного материала (иллюстраций, фотографий, карт, схем, репродукций)
6. - Составление картотеки опытов с водой;
- Составление картотек стихов, загадок, пословиц и поговорок о воде
- Создание подборки экологических сказок о воде.
- Создание подборки «Интересные факты о воде»
3. Подготовка оборудования для опытов с водой.
4. Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
5. Разработка перспективного плана занятий познавательного цикла Разработка конспектов НОД по теме.
Основной этап проекта (закрепление и углубление знаний о воде):
1. Рассказы воспитателя, беседы с детьми
2. Наблюдение за осадками, природными явлениями
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
4. Дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, подвижные игры
5. Экспериментальная деятельность – опыты с водой.
Задание родителям – подбор худ.слова о разных состояниях воды
IV.
Беседа “Круговорот воды в природе»
Наблюдения в группе - «Как мы сушим одежду после прогулки», как высыхает пол после мытья, в уголке природы-«Куда девается вода после полива?», «Лист фикуса и полиэтиленовый пакет»
Наблюдение на прогулке «Как сушат бельё работники прачечной»
Экспериментирование «Испарение воды»-1, «Испарение воды»-2 (при разных условиях)
Экспериментирование «Делаем облако»
Чтение «История Маленького Лягушонка» (сказка о круговороте воды в природе).
Сказка на фланелеграфе «Путешествие капельки»
Подвижная игра «Путешествие капелек»
Изготовление книжек-малышек «Приключение капельки» (с родителями)
Чтение и обсуждение стихотворения «Весенний разговор» (С.Погореловский)
Создание модели «Круговорот воды в природе»
I.
Беседа «Такая разная вода»
Экспериментирование – серия опытов
1.«Свойство воды- прозрачность», 2. «Вода не имеет вкуса», 3. «Вода не имеет запаха»,4. «Вода не имеет формы» 5. «Лёд – одно из состояний воды », 6.«Лёд легче воды» 7.«Пар –одно из состояний воды », 8.. «Свойство воды- текучесть", 9.«Вода может растворять разные вещества», 10.«Вода может иметь разную температуру » 11. «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. 12 “Солёная вода не позволяет предметам тонуть”. 13.«Окрашивание цветка» (капиллярность)
Дидактическая игра «Маленькие человечки» (3 состояния воды)
Разговор с детьми о силе воды, (шторм, цунами, наводнение)
Игры с водой «Буря в стакане»
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Рассказ воспитателя о народно-хозяйственном значении воды (вода-источник энергии (ТЭЦ, двигатели), водопровод, канализация, орошение полей, рыболовецкие хозяйства и т.п
Рассказ воспитателя «Как очищают воду перед подачей её в дом»
II.
Беседа «Что растёт в воде?»
Рассматривание энциклопедии «Подводный мир»
Просмотр видео- фильма «Подводный мир океана» (растения)
Чтение отрывков из сказки Андерсон «Дюймовочка» (как рыбки помогли Дюймовочке), из сказки «Приключение Буратино» (Буратино в пруду)
Чтение «История одного пруда» (Н.Рыжова)
Аппликация «Дюймовочка на листе кувшинки»
Рисование «Что в воде растёт»
Оригами «Белая кувшинка»
Задание с раздаточным материалом «Раскрась только водные растения»
Релаксация «Камешки в воде»
Дид.игра «Отбери водные растения и помести их в водоём»
Наблюдение в уголке природы «Разная потребность комнатных растений в воде»
Наблюдение за увяданием цветка из букета без воды
Задание понаблюдать дома за комнатными растениями и домашними питомцами на тему «Потребность в воде»
III.
Беседа «Кто живёт в воде?»
Рассматривание энциклопедий «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы»
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, бобра, рыбы (как они приспособлены к жизни в воде)
Дид.игры «Заселение водоёма», «Морской или речной» (отобрать водных жителей и поселить их в водоём), усложнение-заселение животных в пресные водоёмы и в море
Чтение и обсуждение стихотворения «Кит и кот» (Б.Заходер), «А мы поймали рыбку» (А.Стройло)
Рисование домов для животных морских и пресноводных
Лепка «Морские жители» (пластилин, глина)
Чтение сказки «День рождения Дельфинёнка»
Пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.
Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана” (животные)
Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.
Опыт «Делаем медузу»
Создание альбома «Кто живёт в воде»
Изготовление моделей «Озеро», «Море», «Аквариум»
Подвижная игра «Море волнуется»
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная “Дельфины”, “Чайки ”.
Аппликация “Рыбки в аквариуме”.
IV.
Беседа «Воду надо беречь»
Изготовление модели «Соотношение пресной и солёной воды на Земле»
Составление схемы «Кому нужна вода?»
Чтение и обсуждение стихотворения «Что случилось с рекой?» (Б,Заходер),
Чтение экологических сказок «Как люди речку обидели», «Жила-была речка» (Н.Рыжова), «Королева Вода», «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» (Д.Орлова), «Разве озеро-свалка» (современная сказка о рыбаке и рыбке»
Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван»)
Домашнее задание: «поиск» воды в своей квартире: где можно найти воду? Для чего она используется? Все ли члены семьи пользуются водой? Всегда ли вовремя закрывают краны?