Жукова О.В., Фалько Н.В. СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Библиографическое описание: Жукова О.В., Фалько Н.В. Собрание для родителей учащихся 1 класса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
План
1. Дифференциация понятий: «школьные трудности» и «неуспеваемость».
2. Экзогенные, эндогенные и смешанные факторы трудностей обучения письму и чтению.
Ход собрания:
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.
Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Именно в этом смысл обучения ребенка письму и чтению.
Письмо - очень сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие, произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно- моторную координацию и другие функции.
Процесс чтения также очень сложен, а способность различать и называть буквы (чаще бывает, что помнит ребенок далеко не все буквы) – только один элемент этого процесса.
Большое значение для чтения имеет сформированность механизмов внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Ребенок должен уметь не только различать буквы, но и удерживать внимание, сохранять в памяти предыдущую букву, пока анализируется следующая и т.п.
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать.
От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.
Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
1. Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость».
Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.
Более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, очень хотят идти в школу, учиться в школе.
В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться.
Что происходит за несколько месяцев учебы? Ведь появление трудностей естественно. Учеба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.
2. При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы). Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации эффективной помощи ребенку.
Ф а к т о р ы:
Внешние (экзогенные):
- экологические;
- социальные, экономические;
- социокультурные;
- школьные факторы риска:
- стресс,
- интенсификация учебного процесса,
- неадекватность методик и требований.
Экологические условия жизни ребенка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.
Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания в развитии ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.
К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:
1) стрессовая тактика педагогических воздействий;
2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
3) интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
4) недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.
Еще одним фактором риска является недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения.
Итак, внешние факторы, и прежде всего школьные факторы риска, могут вызывать не только трудности обучения письму и чтению, но и осложнять проблемы, связанные с развитием и здоровьем ребенка.
Внутренние (эндогенные):
- генетические,
- нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития)
- нарушения (несформированность) нейросенсорного развития;
- возрастная несформированность познавательного развития
К эндогенным факторам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребенка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определенных систем.
Многие специа листы, в частности, считают, что причиной возникновения трудностей письма и чтения на начальных этапах формирования этих навыков, могут быть различные нарушения речевого ра звити я. При изу чении речевого ра звити я де тей с трудностями письма и чтения в основном исследуют актуальный уровень речевого развития, включающий в себя развитие сенсомоторной стороны речи, навыки языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связную речь. Доказано, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к нарушениям формирования навыков письма и чтения.
Однако нередко с проблемами речевого развития и дефицитом фонематического восприятия путают расстройства рабочей памяти и проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации, которые играют важную роль на начальных этапах формирования навыков чтения и письма. Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти, что вполне естественно при учебной перегрузке, интенсификации и нерациональной организации учебного процесса. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может отмечаться выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.
А влияя на организм ребёнка, вместе или порознь, тем не менее, эндогенные и экзогенные факторы риска создают смешанные (комплексные) факторы, приводящие к трудностям обучения (нарушениям) письму и чтению:
- первичная неграмотность;
- функциональная неграмотность. Особые группы риска:
- часто болеющие дети;
- медлительные дети;
- гиперактивные дети;
- леворукие дети;
- дети из социально неблагополучных семей.
Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.