Публикации
2023-11-17 15:42 2023

Смирнова Т.Г., Шуринова Е.Н. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТРОИТЬ УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Библиографическое описание:
Смирнова Т.Г., Шуринова Е.Н. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТРОИТЬ УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании.

В современном стремительно меняющемся мире роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. Уровень читательской культуры падает. Дети, находясь с рождения в насыщенном информационном потоке, в большей степени ищут развлечений. Проблема чтения нашла отражение и в нормативном документе «ФГОС НОО». Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Формирование данного результата не только требование Стандарта, это требование нашей современной жизни. Смысловое чтение влияет на умение строить речевые высказывания. Основная проблема детей младшего школьного возраста – неумение создавать тексты в устной и письменной формах.

Актуальность этой проблемы обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь служит универсальным средством общения, познания, воздействия, это мощный канал интеллектуального, духовно нравственного становления личности. Речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется. Основная задача учителя начальных классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в жизни.

К 4 классу учащиеся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 классе акцент делается на вопросах совершенствования письменной речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и художественный текст, находить средства выразительности для создание художественных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Применение разнообразных упражнений - обязательное условие успешной работы по развитию письменной речи.

Целесообразность применения того или иного упражнения с методической точки зрения определяется следующими условиями: а) степенью соответствия его проходимому в данный момент материалу; б) подготовленностью учащихся к усвоению данного учебного материала; в) доступностью материала с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся; г) последовательностью в применении отобранных с определённой целью упражнений.

Упражнения и письменные работы для обучения письменной речи разнообразны: списывание с готового текста и осложнённое заданиями, диктанты зрительный и слуховой, предупредительный, объяснительный, выборочный, словарный, свободный, творческий (в его различных вариантах), орфографические задачи, грамматический разбор.

Хочется сразу отметить, что готовить к ВПР в целом и в частности обучать умению строить речевые высказывания в письменной форме бессмысленно. Вся работа ведется постепенно в течение всех четырех лет обучения. С каждым разом все упражнения и задания изменяются и усложняются, что позволяет совершенствовать это умение. Невозможно подготовить к ВПР за два-три месяца работы на факультативных занятиях. В ВПР проверяются знания, приобретенные за весь период обучения в начальной школе.

1. Развитие письменной речи в 1 классе.

Проведение уроков по развитию связной письменной речи в 1 классе охватывает период после обучения грамоте до конца учебного года (один раз в 7 – 10 дней).

Упражнения построены таким образом, что учащиеся в практической деятельности осознают свойства письменной речи и признаки текста как речевой единицы, приобретают опыт работы с письменным текстом. Так анализ текста, содержащего лишнее предложение, приводит к выводу о тематическом единстве текста. Например, дается текст:

Зайчик.

Голодно зайке зимой. Скачет он по лесной опушке да грызет кору осины. В поле цветут васильки. Горькая кора, а зайке нравится.

Дети легко находят лишнее предложение. Все предложения рассказывают о зайчике и о том, как ему приходится зимой. Текст называется «Зайчик». Предложение о васильках не связано по смыслу со всеми остальными предложениями.

Восстановление деформированного текста убеждает в необходимости соблюдать последовательность изложения с целью сделать речь понятной. Например, восстановление деформированного текста «Говорящий скворец». У каждого ученика набор полосок с предложениями. Среди предложений есть заголовок. Ученики его находят, объясняют свой выбор. Затем находят первое предложение, потом предложение, которое с ним связано, которое продолжает мысль первого предложения, и т. д.

У Кати жил скворец.

Катя смеялась.

Но кошку скворец называл «шошка».

Он научился говорить.

Говорящий скворец.

Выбор подходящего по смыслу слова, из ряда предложенных, позволяет обратить внимание на форму выражения в письменной речи и критерии отбора слов в тексте. Так на уроке: Восстановление текста с пропущенными словами по серии картинок Н. Радлова «Догадливый ежик» предлагается карточка:

____________________________.

_________. В ________ созрели _____________ яблоки. Собрал их

ёж _________ кучку.

Но как _______ унести сразу? Забрался ёжик ____________________

и упал иголками ___________. Встал, а все _____________ на иголках.

________________________________________________________!

Ученики рассматривают картинки, предлагают свой вариант выбора слов. Отбирают наиболее удачные слова. Учитель в случае необходимости задает вопросы для уточнения содержания картинок.

В конце 1 класса ученики учатся писать изложения по вопросам к каждому предложению. К этим урокам предполагается подготовка в виде фрагментов, на которых ученики сравнивают вопрос и ответ, порядок слов в вопросе и ответе, составляют ответы на вопросы с использованием слов вопроса, составляют вопросы к предложениям. Приходят к выводу: в ответе можно повторить некоторые слова вопроса и добавить слово-ответ. После такой подготовки школьники успешно пишут первое в своей жизни изложение [1].

2. Развитие письменной речи во 2 классе.

Во втором классе знания о специфике письменной речи и требованиям к ней уточняются и расширяются. На основе сравнения с разговорной речью, учащиеся убеждаются в том, что в письменной речи невозможны уточнение и переспрос, мысль автора должна быть понятна из того, что написано [4].

Пример фрагмента по сравнению устной разговорной и письменной речи:

Саша: Гулял я вчера во дворе. Вдруг вижу, он сидит и жалобно так смотрит.

Коля: Кто сидит?

Саша: Котеночек. У него там заноза была.

Коля: Где была заноза?

Саша: Влапке. А я взял и вынул занозу.

(задаются вопросы)

- О каком случае рассказывал Саша?

- Все ли Коле было понятно? Что он делал, чтобы понять, о чем идет речь?

- Какой речью пользовались мальчики в этой ситуации?

- В разговоре, в устной речи мы можем уточнить то, что не поняли, переспросить. А если бы Саша так написал в письме, понял бы Коля его рассказ? Прочитайте то, что написано на доске:

Я гулял вчера во дворе. Вдруг вижу, он сидит и жалобно так смотрит. У него там заноза была. А я взял и вынул ее.

- Чем должна отличаться письменная речь от устной речи?

Учащиеся приходят к выводу: в письменной речи все должно быть понятно из того, что написано, так как нельзя переспросить или уточнить.

Внимание учащихся акцентируется на связи предложений в письменной речи, проводятся первоначальные наблюдения над лексическими средствами связи, а также над порядком слов, его ролью для связи предложений и для развития мысли в тексте, предлагаются задания, ориентирующие на использование различных средств связи между предложениями, например, составление текста по опорным словам:

Гриша, Вася, в лесу

нашли, ёжика

взяли, домой

стал, скучать

ничего, не ел

Ученики по каждой строчке составляют предложение, добавляя слова, чтобы получилось предложение, затем записывают их рядом с опорными. К тексту подбирается заголовок, после соответствующей подготовки к записи текста ученики самостоятельно его записывают. Обязательна проверка текста по плану:

1.Прочитайте рассказ. Проверьте все ли в нем понятно.

2.Прочитайте каждое предложение. Проверьте, правильно ли оно оформлено.

3.Прочитайте слова по слогам. Проверьте по карточке с опорными словами правильность написания слов.

В дальнейшем количество опорных слов в предложении уменьшается.

В системе обучения предусматривается постепенное усложнение заданий, направленных на овладение речевыми умениями. Например, для определения темы текста и его озаглавливания сначала предлагаются задания на выбор наиболее точных формулировок и заголовка из ряда предложенных, а затем – формулирование темы, основной мысли и подбор заголовка под руководством учителя после анализа содержания текста.

Содержание работы на первых этапах составляют упражнения конструктивно – аналитического характера (восстановление деформированных текстов, составление текстов по опорным словам или по вопросам к каждому предложению) и репродуктивные упражнения (изложения), которые предполагают анализ готовых текстов и выполнение заданий с ними. Одна из основных задач данных упражнений – подготовка учащихся к овладению умениями создавать собственный текст.

На этапе повторения ученики пишут изложение текста по вопросам к каждому предложению, которые записаны учителем. Во втором классе знакомятся с написанием изложений текстов по опорным словам, по коллективно составленным вопросам, по вопросам к частям текста, по обобщенным вопросам.

Пример текста и обобщенных к нему вопросов:

Соседи.

Сорока и сова – соседи. Сова живёт в дупле старой сосны. Сорока – на вершине.

Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.

Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.

Так и живут. Ну и соседи! (По В. Хомченко)

Как приходится бедной сове утром?

Почему сорока не может спать всю ночь?

Где живут сова и сорока?

Какие соседи сова и сорока?

На этом уроке школьники учатся определять порядок вопросов к тексту и писать изложение по обобщенным вопросам к частям текста. В результате обсуждения составляется план работы по установлению порядка вопросов и записывается на доске:

План работы:

1. Сначала надо прочитать часть.

2. Определить о чем в ней говорится.

3. Найти вопрос к этой части.

Четвертый этап предусматривает переход к упражнениям продуктивно – творческого характера (сочинениям). Начинается обучение сочинению с упражнения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Во втором классе учатся писать и сочинение по одной картинке, по наблюдениям и воображению, по пословице, сочинение с элементами рассуждения. Вся предыдущая работа с текстами обеспечивает готовность учащихся к выполнению этого задания на основе переноса полученных знаний на новый более высокий уровень.

3. Развитие письменной речи в 3 классе.

На первом этапе работы над изложением повторяются основные признаки текста: наличие темы, основной мысли, заголовка как отражения темы или главной мысли, наличие структурно – смысловых частей, проводятся наблюдения над средствами связи частей и предложений. Предъявление текста в деформированном виде, когда каждая часть напечатана на отдельной полоске, ориентирует учащихся на осознание коммуникативной функции письменной речи, овладение требованиями, выполнение которых необходимо для понимания адресатом написанного. С этой же целью на уроке редактирования текста рассматриваются нарушения и недочеты (пропуск необходимого слова, неудачный выбор слова, нарушение границ предложений и др.), затрудняющие понимание этого вида речи читающим.

На втором этапе работы ставится специальная задача выделения из общей работы с текстом умений определять и раскрывать тему и основную мысль текста как ведущих. Для этого предусматривается проведение изложения и сочинения, связанных близкой темой (подробное изложение текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» и сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»), что позволяет осуществить перенос полученных при работе над изложением знаний и умений на создание собственного текста. В центре внимания при анализе текста Н. Сладкова и подготовки к сочинению находятся способы раскрытия темы и авторского отношения к описываемому. Важно, чтобы в своем сочинении учащиеся постарались найти слова и выражения, позволяющие передать их собственные наблюдения и чувства. Осознанию ведущих умений способствует памятка, которая составляется в процессе коллективной подготовки к изложению:

1. Прочитай внимательно текст.

2. Определи, о чем говорится в тексте (тему).

3. Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль). Найди слова и выражения, которые особенно важны.

4. Раздели текст на части.

5. Выдели главное в каждой части.

6. Озаглавь каждую часть. (Составь план.)

7. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.

8. Перечитай текст.

9. Напиши изложение.

10. Проверь работу.

Третий этап посвящен отработке умений, связанных с построением текста, формированием умений определять тему части, выделять части при записи, правильно строить части текста, составлять план текста, отражающий все главные моменты содержания. Работа проводится в процессе обучения слуховому изложению, что позволяет сосредоточить внимание детей на смысловой стороне процесса выделения частей. Учащиеся, составляя план под руководством учителя, выделяют части как смысловые куски текста, объединенные темой. Перед записью текста специально оговаривается процесс составления частей по плану и выделяются следующие действия: прочитать заголовок к части, составить часть устно. Записать с красной строки. Во время проверки изложения дается задание сопоставить оформление текста с планом.

Важным условием успешного овладения умениями является анализ каждым учеником своей работы и достигнутых результатов. Поэтому учащимся предлагается рассказать, как они работали, что получилось. Что требует доработки [2].

Большое внимание уделяется наблюдениям за структурой частей, особенностями первого предложения в части, соотношением первого и последующих предложений каждой части. С целью формирования строить части предлагается сочинение с заданной структурой, в котором учащиеся создают текст по первым предложениям частей:

Замечательная поездка.

На каникулы ко мне приехал мой друг (подруга). Сначала я решил познакомить его с городом.________________________________________________________________________

В один из дней мы ходили в театр (в цирк, на выставку, в музей,…). ____________________________________________________________________

Надолго запомнится ему (ей) эта поездка.

Это упражнение позволяет учащимся убедиться в том, что по первым предложениям частей можно определить тему и основную мысль текста, направление раскрытия темы, а также в том, что первое предложение намечает тему части, а остальные предложения раскрывают эту тему.

Дальнейшая работа над структурой текста связана с углублением знаний о построении текстов различных типов речи.

На четвертом этапе предусматриваются упражнения в изложении и сочинении текстов – повествований. Практически с построением текста – повествования учащиеся знакомились во втором классе. На данном этапе обучения уточняется композиционная схема повествования, выделяются ее основные элементы: начало события, развитие действия, главный момент, конец события.

Последовательность упражнений предполагает усложнение деятельности школьников: сначала (после анализа структуры исходного текста) предлагается подробное изложение текста – повествования, затем изложение по деформированному тексту, в процессе восстановления которого используются о построении повествования, и наконец, дети пишут сочинение по серии картинок, в котором последние служат опорой для правильного построения текста.

На пятом этапе формируются умения строить текст – описание, школьники пишут сочинения. При этом предлагается создание текстов различных стилей (эмоционально – образное описание своей любимой игрушки и деловое описание игрушки). Проведение двух сочинений, в которых предметом описания является игрушка, ставит задачей сравнение стилей речи, выявление особенностей каждого стиля, обусловленных целью высказывания [4].

Обучение построению текста с элементами рассуждения проводится на шестом этапе. Ученики пишут подробное изложение и сочинение, чтобы на основе анализа готового текста – образца подготовиться к созданию собственного высказывания. На данном этапе анализируется рассуждение – объяснение, состоящее из двух частей: объясняемого и объяснения. Предметом внимания становятся и средства связи между этими частями.

Работе над текстом предшествуют наблюдения над построением предложений, содержащих объяснение, что позволяет на доступном материале показать структуру рассуждения:

Допиши ответ на вопрос.

Почему Буратино не мог утонуть?

Буратино не мог утонуть, потому что_______________________________.

2. Подчеркни объяснение волнистой линией, а то, что объяснял, - прямой линией. Обведи слово, которое соединяет две части предложения.

Подробное изложение текста с элементами рассуждения можно провести по рассказу Ю. Д. Дмитриева «Вот чудеса-то!».

Вот чудеса-то!

Весной и летом у всех птиц много забот. И только клесты спокойно перелетают с ели на ель.

Клесты выводят своих птенцов зимой. На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики. Но почему же так? Ведь малышей надо хорошо кормит. А пища клестов – еловые шишки. Они созревают на ёлках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся зимой.

Знания о структуре рассуждения – объяснения применяются в сочинении «Мое любимое занятие».

На седьмом этапе предусматривается совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинениях разных видов: сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» и сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц». Основное внимание здесь уделяется раскрытию темы и основной мысли.

Для подготовки к сочинению по наблюдениям дается домашнее задание:

1. Понаблюдать за снегом, сравнить с зимним.

2. Записать прилагательные и глаголы, которые можно употребить, описывая снег.

Каким снег был зимой? ____________________________________________

Каким снег стал весной? ___________________________________________

Снег (что делает?) _________________________________________________

В подготовке сочинения по картинке при описании ее содержания большое значение придается раскрытию замысла художника, а также выбору языковых средств, для передачи чувств и настроения героев рисунка. При обсуждении структуры текста специально оговариваются содержание каждой из частей, что способствует овладению умением распределять материал в сочинении, последовательно и связно раскрывать его тему. Можно дать карточку, где детям предлагается подумать и закончить предложения:

В вводной части напишу о том, что ____________________________________

В основной части – о том, как _________________________________________

В заключительной части – о том, что __________________________________

На заключительном этапе в третьем классе особенность работы состоит в том, что развитие текстовых умений предполагается в изложениях и сочинениях разных видов и жанров. Выборочное изложение по рассказу дает возможность для овладения умением формулировать вводную и заключительную части текста, поскольку выбранный отрывок требует составления этих частей, чтобы его содержание было понятно читающему.

Для обучения краткому изложению необходимо познакомить учащихся со способами сокращения текста. При анализе текста обращается внимание на те действия, которые помогают сократить текст: выделение главного в каждой части; выделение того, о чем можно не говорить в кратком изложении; объединение предложений; определение того, о чем можно сказать короче. Учащиеся под руководством учителя выполняют эти действия и называют их, что отвечает принципу сознательности в обучении.

Развитие письменной речи в 4 классе.

Повторение знаний о тексте и его признаках предусматривает большую долю самостоятельности школьников.

В результате выделяются следующие признаки текста:

1. Текст имеет тему.

2. В тексте всегда есть главная мысль.

3. Текст можно озаглавить.

4. Текст можно разделить на части.

5. Предложения и части текста связаны между собой.

Если учащиеся затрудняются в выделении какого-либо признака, учитель помогает им вопросами.

После обобщения знаний о тексте, предлагается проведение свободного диктанта, после чего дается текст для изложения, который учащиеся должны самостоятельно разделить на части.

На третьем этапе системы обучения связной письменной речи предлагаются изложения, которые предусматривают усложнение деятельности учащихся при работе над повествованием: подробное изложение, изложение по измененному плану, творческое продолжение повествования. Учащиеся уточняют особенности построения текста данного типа речи и используют эти знания, выполняя различные задания при подготовке к изложению.

Новым становится ознакомление с языковыми особенностями делового стиля. Внимание учащихся акцентируется на том, что стилистические особенности речи зависят от задачи автора при составлении текста. Школьники учатся отбирать языковые средства в зависимости от задачи высказывания, учатся осознанно выбирать стиль речи и строить текст в соответствии с ним [5].

На каждом уроке предусматривается углубление представлений учащихся о тексте, развитие частных умений, связанных с созданием и воспроизведением текста. Так, при работе над сочинением на основе личного опыта по впечатлениям зимних каникул, перед учащимися стоит задача определить тему своего сочинения в рамках общей темы, т.е. конкретизировать эту общую тему, самостоятельно определить основную мысль своего высказывания и отобрать из личного опыта только тот материал, который соответствует теме и поставленной задаче.

Библиографический список:

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Архипова. Рязань: Изд-во РГПУ, 2009. 134 с.

2. Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык. 2002.29 с.

3. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. М.: Логос, 2013. 280 с.

4. Зимняя H.A. Лингвопсихология речевой деятельности / H.A. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 432 с.

5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 464 с.