Каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у детей.
Для многих учителей, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. На каждом предмете требуется запоминание сложной терминологии, заучивания определенных понятий и правил. И передо мной встала задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный материал стал более доступным.
Приёмы мнемотехники облегчают и сокращают время запоминания, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность учащихся, воображение;
• позволяют ребенку систематизировать свой опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивают творческое познание детей;
В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.
Первый приём – это Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Самая популярная фраза: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Не менее интересно можно научить ребят запоминать название падежей
Иван
Рубил
Дрова
Василиса
Топила
Печь
2. Чаще всего в своей работе я использую мнемоквадраты
Нужно придумать яркие необычные ассоциации, которые соединяются с запоминаемой информацией.
Вот такие картинки - ассоциации, связанные с запоминанием цифр и букв, я использую в 1 классе на уроках обучения грамоте и на уроках математики.
При изучении темы «Сравнение чисел» применяю мнемодорожку из чисел. При этом рассказываю сказку про нолик, который постепенно рос пока не стал большим числом 10. Дети наглядно видят, что когда мы двигаемся вправо, то число становится больше, оно растёт. А значит, будет больше того, что находится левее. Ребята с лёгкостью сравнивают числа. В этом нам помогают и крокодилы, у которых пасть открывается к большему числу.
Тема «Ударение»
Некоторым ребятам сложно правильно поставить в слове ударение. На помощь приходит мнемоквадрат с профессором Потеряшкиным, который подсказывает, что надо позвать слово.
А буква ё руками показывает, что на нее не надо ставить ударение, она всегда ударная.
При переносе слов нельзя одну букву оставлять на строке или переносить на другую строку. (Дети не всегда сразу могут запомнить это правило, но с помощью мнемоквадратов они умеют применять его)
Буквы-плаксы
Буквы-прилипалы
Удвоенные согласные легко обходятся друг без друга
Очень любим мы использовать звуковичков, которые наглядно показывают нам информацию о звуках.
Многие дети не могут запомнить, как пишутся слова с непроверяемыми гласными - Словарные слова. Поэтому, конечно, при запоминании, используем разные ассоциации. (показать несколько и озвучить)
3. Следующий приём – это РИФМИЗАЦИЯ (т.е. правила в виде рифмы)
При изучении темы «Периметр», учим с детьми стихотворение:
Я лечу, лечу, лечу
Найти периметр хочу.
Я все стороны измерю
Всё сложу, потом проверю.
Взялись за руку друзья
И сказали ты да я
Это мы, а между тем
Получилась буква М
Мнемодорожки на уроках литературного чтения
Чистоговорка
Жа-тут ежата у ежа
Жу-как-то уж пришёл к ежу
Жи-мне ежаток покажи
Жу-я с ужами не дружу
Жа-уж уходит от ежа
Для обучения составлению рассказов использую мнемотаблицы
(расскажи о времени года)
Синонимы-антонимы ребята легче запоминают вот с такой таблицей.
Мнемотаблица помогает ребятам находить способы проверки парных согласных
При пересказе сказок использование мнемотаблиц очень помогает ребятам, которые они иногда сами создают. (сказки)
Когда дети учатся писать изложение, я учу их составлять мнемодорожки. Они делают схематичные зарисовки, которые помогают при написании.
На уроках математики мы так же пользуемся мнемотаблицами.
Когда учимся решать уравнения, то яблоки нам помогают находить части и целое.
Правильно расставить порядок действий в выражениях помогает пьедестал почёта.
При изучении таблицы умножения используем вот такие цифры.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ученику создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают образовательные технологии. Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка.