Публикации
2023-09-20 10:31 2021 (№ 17-31)

Грызлова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Библиографическое описание:
Грызлова Т.Н. Формирование вычислительных навыков у младших школьников с нарушением слуха // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, которые необходимы не только в дальнейшем обучении, но и в повседневной жизни. Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Ученик владеет вычислительными навыками, если он достаточно быстро находит результат арифметического действия, зная какие операции и в каком порядке необходимо выполнять, а результаты табличных случаев - запомнил наизусть. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.

В начальной школе слабослышащие школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Вычислительные приемы делятся на устные и письменные, группируются по теоретической основе, по конкретному смыслу арифметических действий, по законам и свойствам, по изменению результатов арифметических действий, по связи между компонентами, учитывает вопросы нумерации и правила.

Практика работы с младшими школьниками, имеющими нарушение слуха, указывает на трудности формирования у них навыков счетно-вычислительной деятельности. Надо отметить, что у слабослышащих детей формирование основных психических процессов запаздывает на 3-4 года. Продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.д., легче различают фигурный материал. Образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте). У них замедленно и с большим трудом формируются процессы абстрагирования и обобщения в силу своеобразия развития мыслительной деятельности. Слабослышащий школьник часто не может установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно вычислять письменно только тогда, когда трудно вычислять устно.

Коррекционная направленность обучения предполагает поиск наиболее эффективных методов и приемов обучения, учитывающих особенности познавательной деятельности слабослышащих учащихся. Процесс формирования прочных вычислительных навыков содержит ряд обязательных этапов, которые были экспериментально установлены П.Я. Гальпериным. К ним относятся: этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия; этап формирования действия в материальной или материализованной форме; этап формирования действия как внешнеречевого; этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя; этап формирования действия как внутреннего, умственного. Эффективным является использование на уроках математики таблиц-помощниц, опорных схем, алгоритмов. Они помогают учащимся с нарушением слуха строить свои речевые высказывания, выполнять действия по предложенному плану, что способствует более глубокому осмыслению материал, а не механическому зазубриванию.

Деятельности учителя по формированию вычислительных навыков у младших школьников с нарушением слуха можно представить в виде алгоритма:

1. Подготовительная работа к выполнению вычислений.

2. Создание определённого настроя обучающихся на предстоящие вычисления (активизация внимания, повышение мотивации к изучению математики).

3. Постепенное нарастание сложности в вычислениях.

4. Проверка полученного результата (самоконтроль, взаимоконтроль).

5. Анализ ошибок, допущенных в вычислениях.

В процессе организации вычислительной деятельности младших школьников с нарушением слуха следует ориентироваться не на накопление знаний, умений и навыков, а на умственное развитие учащихся, формирование у них общих способов вычислений на основе использования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, аналогии, сравнения и обобщения. Активное включение мыслительных операций в процесс формирования вычислительных умений и навыков повышает развивающий эффект обучения вычислениям.

При выборе способов организации вычислительной деятельности на уроках отдаю предпочтение обучающим заданиям, развивающего характера:

1) на развитие и совершенствование внимания: «Найди закономерность», «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Найди пару», «Пропусти число» и др.;

2) на развитие восприятия, пространственного воображения: нарисуй орнамент, узор, составление узоров из мозаики;

3) на развитие наблюдательности: «Найди закономерность», «Что лишнее?», «Найди ошибку», «Сравни, чем похожи и чем отличаются» и др.

Формы работы при организации устного счета: фронтальные, групповые и индивидуальные. На уроках использую разнообразные виды работы такие, как разминка, ребусы, математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, цепочки примеров, решение примеров с пропущенными цифрами и знаками, магические квадраты, карточки с разноуровневыми заданиями. Варианты формулировок вычислительных заданий стараюсь разнообразить. Например, при работе с магическими квадратами предлагаю ученикам различные задания: сложи (вычти) числа по строкам, столбцам; заполни пропуски; преобразуй квадрат, уменьшая каждое число на 1.

Развитию познавательного интереса, формированию вычислительного навыка способствуют дидактические и математические игры. Наиболее эффективными считаю игры: «Засели домики», «Веселый счет», «Эстафета», «Найди ответ», «Придумай пример», «Составь круговые примеры», «Математическая рыбалка», «Покормите рыбок», «Садовники», «Расшифруй слово», «Живые цифры». Правильно организованная игра незаметно для учащихся позволяет выполнить большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что необходимо при формировании прочного навыка вычислений.

Вызывают интерес к математике, способствуют созданию положительно эмоционального настроя на урок и элементы занимательности (необычного, удивительного, сказочного, комического). Например, игра «Лучший счётчик». На карточках, размещённых на доске, записано несколько примеров. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример, учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. По сигналу учителя оба школьника, стоящие у доски, одновременно поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.

О качестве формирования вычислительных навыков учитель может получить информацию из выполненных учениками тестов. Наиболее доступны младшим школьникам тесты с выбором ответов. Тесты обладают целым рядом положительных характеристик:

• Быстрота проверки выполненной работы,

• Оценка достаточно большого количества учащихся,

• Возможности проверки усвоения теоретического материала,

• Проверка большого объёма материала малыми порциями,

• Объективность оценки результатов выполненной работы.

Таким образом, на каждом уроке математики необходимо уделять время формированию устных вычислительных навыков. Способы организации вычислительной деятельности младших школьников должны способствовать не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка с нарушением слуха. Использование разнообразных видов деятельности и заданий позволяют развивать гибкость мышления, сообразительность, наблюдательность, математическую зоркость и речь слабослышащего младшего школьника, не вызывая при этом эмоциональной усталости.

Список литературы.

1. Белошистая А.В., Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» 2007.

2. Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка// Начальная школа плюс до и после. - 2001, № 1.

3. Кустова И.Л. – Интересные приемы и методы устных вычислений. //Начальная школа. –2006, № 5.

4. Стойлова Л.П. – Развитие математических способностей у младших школьников в современных условиях// Начальная школа–2013, № 11.