Конференции
2023-07-03 12:48 Январь 2023

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Кушакова Елена Николаевна
магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО ГГПИ, г. Глазов

Волонтерская деятельность в настоящее время имеет очень большую популярность в нашем российском обществе. В том числе в образовании: школах, садах, в профессиональных образовательных учреждениях. Существуют множество направлений, в которых реализуются добровольческая деятельность. Мы рассмотрим одну из направлений данной деятельности - инклюзивной. В Распоряжении Правительства РФ от 27 декабря 2018 года №2950 инклюзивное волонтерство выделяется как один основных направлений развития до 2025 года.

Инклюзивное добровольчество - это включение в волонтерскую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая возможность данной категории граждан реализовать свой потенциал, содействовать их полноценному включению в общественную жизнь, развивать коммуникации с окружающими людьми, получать образование, трудоустроиться. [2]

Инклюзивное волонтерство для обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья может быть механизмом социализации и адаптации в обществе, благодаря которому:

1. помощь и забота может стать ведущими социальными ценностями, которые поддерживаются усилиями самого общества;

2. процесс познания нового, раскрытия своего потенциала, совершенствами своей жизни происходит реализация гражданами собственных прав и ответственности членов общества;

3. устанавливаются связи с обществом и внутри общества. [4]

Из вышеперечисленного мы видим, что волонтерская деятельность с людьми с ОВЗ благоприятно влияет как на самого человека с особыми потребностями, так и на принятие общества в целом людей с особенностями.

Стоит учесть и то, что инклюзивное волонтерство в нашей стране рассматривают чаще всего в двух аспектах: в первом случае, где человек с ограниченными возможностями здоровья является субъектом волонтерской деятельности, то есть сам является волонтером; во втором случае, человек с ограниченными возможностями здоровья как объект или благополучатель, то есть получает помощь и поддержку от волонтеров.[1] В стране существуют успешные практики данного направления, где люди с ОВЗ являются сами волонтерами и помогают обществу. Но такие практики существуют далеко не во всех регионах России. И темп развития таких практик очень низок. Чаще всего люди, дети с особыми потребностями в волонтерской деятельности рассматриваются во втором аспекте, где они являются объектами, то есть благополучателями. Почему же так происходит?

Существуют разного рода проблемы и препятствия успешному и быстрому развитию развития добровольчества с участием волонтеров с ОВЗ, в том числе и в образовательных учреждениях. В качестве препятствий развитию более широкому вовлечению в волонтерскую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья относят следующие факторы: недостаточно сформированная либо отсутствие доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стереотипы общества о людях с ограниченными возможностями здоровья, мало информационного продвижения инклюзивного добровольчества, отсутствие образовательных специализированных программ для людей, имеющих инвалидность; мало вакансий для волонтерской деятельности с людей с ОВЗ или доступность видов деятельности для людей с особыми потребностями; закрытость специализированных учреждений, практически отсутствует специальные нормативные акты и законы, регламентирующих деятельность добровольцев с ОВЗ; со стороны государства слабая поддержка инклюзивных добровольческих практик; проблема системного характера, имеется в виду целостный комплекс инструментов для реализации инклюзивного волонтерства [1,3].

Наличие проблемных факторов в развитии инклюзивного волонтерства мешает благополучному внедрению данных практик в нашей стране. Стоит учесть и то, что данное направление является новым для нашего государства, поэтому мы видим такую разносторонность проблем при развитии инклюзивного добровольчества. Хотя в последнее время уделяется большое внимание данному направлению, но больше в теоретическом плане. Так же прогнозируются огромные перспективы инклюзивному волонтерству в нашей стране. Но все же стоит учитывать, что данное направление получит широкое применение, если в совокупности будут работать и поддерживать как страна, общество и сами волонтеры с ОВЗ.

1. Горлова Н. И. Методические материалы по теме: Вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, включая Российский и зарубежный опыт / Горлова Н. И. [Электронный ресурс] // добро. рф: [сайт]. — URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/a88/a8816746f2219f3973 1cf0278c753e4c.pdf (дата обращения: 18.12.2022)

2. Направления добровольческой деятельности в России / [Электронный ресурс] // Территория просвещения: [сайт]. — URL: https://territory.syktsu.ru/volontyerskaya-deyatelnost/metodicheskie-materialy/Направления%20добровольческой%20деятельности.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

3. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного волонтерства в России и за рубежом (сравнительный анализ) //E-Scio. – 2021. – №. 1 (52). – С. 536-545.

4. Шарикова Е. С. Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе: специальность 39.04.02 «Социальная работа»: Магистерская работа / Шарикова Е. С.; Пензенский государственный университет. — Пенза, 2021. — 67 c.