Кузьмина Н.Н. МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Кузьмина Наталья Николаевна учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20", г. Новомосковск
Библиографическое описание: Кузьмина Н.Н. Мастер-класс на тему «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебныхдействий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность вмассе информации отобрать нужное, саморазвиваться исамосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Я хочу познакомить вас сегодня с логическими универсальными действиями.
Клогическим универсальным действиям относятся:
Ø анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Ø синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Ø выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Ø подведение под понятие, выведение следствий;
Ø установление причинно-следственных связей;
Ø построение логической цепи рассуждений;
Ø доказательство;
Ø выдвижение гипотез и их обоснование.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому может служить организация регулярных занятий во внеклассной работе или кружка по математике.
Но всё-таки я расширяю математическое содержание занятия за счёт включения в него нестандартных задач, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения.
Часто применяю нестандартную форму занятий: уроки - путешествия, уроки - сказки, уроки-соревнования, уроки КВН. На них использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной.
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения задач на развитие логического мышления и творческих способностей.
Почему я подобрала именно такие задачи? Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы.
Я предлагаю вам немного возвратиться в детство, стать на миг учениками 2 класса и поупражняться в решении логических задач.
Задача 1.
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8) Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений).
Задача 2.
К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её. Щелчок (после ответа родителей)
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений)
Задача 3.
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
(Анализ, выбор оснований классификации, подведение по понятие, построение цепи рассуждения)
Задача 4.
В 2 часа дня в Москве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов?
2 часа дня – это 14 часов
14+10 = 24 часа – это полночь
(Анализ, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений)
Задача 5.
Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2)
Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий? (1+2+3+4, 5+3+2+0)
(Анализ, выбор оснований для классификации, построение цепи рассуждений, доказательство)
Задача 6.
Как сделать десять из 2-х спичек?
(Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование)
Задача 7.
На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
(Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, выведение следствий, доказательство)
Упражнение 8.
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
(Анализ, синтез, сравнение)
Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. Я желаю, чтобы с моих уроков дети уходили в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.