ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Борзенко Наталья Борисовна воспитатель КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат" с. Ключи
В процессе формирования гармоничной личности важное, значение имеет - формирование ее духовности и нравственности.
По мнению А.С. Макаренко:
«Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда».
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе.
Структуру духовно-нравственного сознания составляют:
· во-первых, знания, представления о мораль ных нормах общества;
· во-вторых, положительная их оценка, принятие их, стремление им следовать;
· в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни.
Все эти компоненты определяют задачи духовно - нравственного воспитания.
1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
2. Воспитание уважения к нравственным нормам.
3. Создание условий для восприятия целостной картины мира.
4. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности.
5. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности. Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания.
6. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
7. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Решение этих задач в школе осуществляется через Программу воспитания и социализации личности, самой организацией занятий, личностью педагога. Наша школа считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника. В школе созданы необходимые условия для реализации программы: условия «собственного дома» - организация проживания детей максимально приближенная к домашней, семейной обстановки.
В наше неспокойное время духовно - нравственная личность очень ценная. Потому как именно такие люди соблюдают моральные нормы, сопереживают, умеют сочувствовать, проявить милосердие. Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшему поколению, родителям. Развитие у обучающихся толерантности, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Воспитательный процесс, строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Все дети посещают кружки, секции, творческие мастерские по интересу. На них, ребята проявляют заинтересованность в познании нового, рассуждают, анализируют, делают выводы и умозаключения.
Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимопознании, взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности с помощью занятий, классных часов, различных мероприятий. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Казалось бы, все хорошо, поставленные цели достигаются. Но иногда, вне урочного процесса, можно наблюдать как учащиеся, хорошо зарекомендовавшие себя на уроках, занятиях могут не соблюдать моральные нормы в межличностных отношениях (обзывать друг друга, употреблять нецензурные слова, использовать клички…). В этом, я считаю, предстоит сделать еще многое, чтобы те сделанные выводы и полученные знания, не расходились с поведением детей в реальности. Пожалуй, самое сильное влияние в этом процессе оказывает сама личность педагога. Его нравственный облик раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в учащихся веру в торжество морали.
И, напротив, если они были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Гуманизм личности педагога является условием результативности процесса духовно-нравственного воспитания – воспитание гармонично развитой личности.
Для развития и поддержания этого чувства:
1.Постараться понять, что это всё - таки дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.
3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Для поворота ребенка к духовности пндагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию. Педагог - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты педагога, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Тем не менее, школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с этой задачей. Помощником должна быть семья. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Все что происходит дома - постоянно, постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.
В педагогике духовно - нравствен ное воспитание трактуется как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников си стемы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения, формирования моральных качеств, черт характера, навыков и при вычек поведения. А значит, главная задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы посте пенно стали внутренним убеждением школьника. И семья должна продолжать этот процесс во внеурочное время. Поэтому только общими усилиями можно воспитать духовно богатую, высоко – нравственную, гармоничную личность нашего общества.