Носуленко И.В., Папанов А.А. ГРУППОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Носуленко И.В., Папанов А.А. Групповой исследовательский проект в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Дети по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Современной педагогикой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты». Ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Проектная работа – одна из важнейших путей в решении данной проблемы.
Решив заняться этой проблемой, мы определили в качестве цели не только наполнение знаниями, умениями и навыками, но и развитие понимания этих знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов формирования проективной культуры у учеников младшей школы.
Поскольку выполнение проекта – коллективное дело, большое внимание мы стали уделять групповой работе. Ведь именно работая в группе, дети овладевают коллективными умениями, учатся ставить проблему и решать ее совместно.
Мы стали использовать логику учителя начальных классов гимназии «Эллада» г. Москва А.Г. Петровой.
Этапы совместной работы:
1. Определить состав группы;
2. Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем);
3. Распределить обязанности;
4. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
5. Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, составляет алгоритм работы;
6. Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что ранее задумано;
7. Из отдельных результатов получается один большой результат.
Также для нашей деятельности оказались важны правила работы А.Г. Петровой.
Правила совместной работы
1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по плану (сверять дела с планом).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу.
5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Для того чтобы все эти правила заработали, необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом.
Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко.
Ученики 4 класса работали над групповым проектом «Земля, мы за тебя в ответе!». Тема выбрана была потому, что мы живем на одной планете и должны научиться жить в согласии друг с другом и природой. Жизнь и деятельность людей того или иного края во многом зависит от природных условий: погоды, особенностей местности, почвы, растительного мира, наличия водоемов и полезных ископаемых. Чтобы правильно исследовать природные богатства своего края, его нужно знать и любить!
Работая над проектом, учащиеся ставили перед собой значительные цели:
- создание условий для сохранения окружающей среды;
- формирование внимательного отношения к проблемам защиты и сохранения окружающей среды, овладение элементами исследовательского метода.
Задачами были определены:
- содействовать экологическому воспитанию учащихся посредством изучения предметов «Окружающий мир», «Технология», «Родной язык», «Изобразительное искусство».
Для работы над проектом нами был разработан алгоритм. Для этого дети разделились на группы, были распределены обязанности: одни ученики собирали информацию для устного журнала, другие готовили рисунки и поделки из отходов мусора, затем все вместе совершили экологический десант по берегу местного водоема, организовали встречу с экологом нашего района.
Для раскрытия экологических проблем России, Белгородской области, Волоконовского района, своего родного села, ребята умело использовали разнообразные методы исследования: работа с литературными источниками, энциклопедиями, с Интернет-ресурсом, метод беседы и опроса, моделирование, эмпирический метод.
В результате работы над групповым проектом учащиеся пришли к выводу: каждый человек может сделать многое для защиты окружающей среды. Для этого он должен быть экологически воспитан.
Земля, воздух, вода – вся природа образует экологическую систему, е защита – самая большая забота всего человечества.
Работая над проектом, ребята узнали, какие условия для экологической обстановки были созданы для воспитания населения, сформировали внимательное отношение к окружающей среде.
Данный проект был представлен на школьной конференции проектно-исследовательских работ.
Таким образом, исследовательский проект – это совместный труд учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Работа над проектом приобщает школьников к работе с разнообразными источниками, прививает вкус к исследованию, как способу освоения действительности.
Можно с уверенностью сказать, что проектно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.