Публикации
2023-11-24 15:36 2023

Шарапина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Шарапина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы - педагоги знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Применительно к младшему школьному возрасту о социальной успешности можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников). Коммуникативная успешность младших школьников - результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятель ности, проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

Современные дети испытывают трудности в общении. Они не самостоятельны при общении, с трудом устанавливают контакты (познавательно-деловые) с людьми, некоторые неуверенны в себе, ощущают беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий.

Решение учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку.

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.

Обучающиеся, участвуя в коммуникативной деятельности, приобретают опыт, лежащий в основе коммуникативной успешности, которая определяется как результат положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

На основании анализа учебной коммуникативной деятельности младших школьников установлено, что в качестве параметров коммуникативной успешности выступают: когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий – способность управлять поведением; эмотивный – способность владеть эмоциями.

Сформированность коммуникативной успешности по каждому параметру определяется следующими критериями.

Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников; умение шутить, улыбаться в общении; самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху; способность мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему; осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно; управлять своим эмоциональным состоянием; регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения; сдерживаться в ситуациях конфликта.

Выделенные критерии выступают основанием для оценивания уровней сформированности коммуникативных умений младших школьников.

Высокий уровень коммуникативных умений характеризуется тем, что ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, самостоятелен в процессе учебного общения; владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения; требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает им помощь и прислушивается к их советам; критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания учителя; способен управлять своим эмоциональным состоянием; старается соблюдать правила поведения в школе.

Учащимся со средним уровнем сформированности коммуникативных умений свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, невладение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием.

Учащиеся, находящиеся на уровне сформированности коммуникативных умений ниже среднего, переживают те же трудности в общении, что и учащиеся среднего уровня, но в понимании ситуации общения и реагировании на неё испытывают более сильные затруднения.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений отличается слабым выражением интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия; для данного уровня характерно отсутствие стремления к успеху, неумение осознавать своё поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения; ученик не способен свободно общаться с окружающими; полностью теряется в ситуациях конфликта.

Для формирования коммуникативных умений можно предложить упражнения на привлечение внимания к звучащему слову, на формирование правильной речи и упражнения творческого характера.

Упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений, на уроках русского языка с пояснениями их применения.

· Упражнения на привлечение внимания к звучащему слову:

1. Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА

2. Замените первый звук в слове на звук Х. Прочитайте новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

3. Я вставлю в середину слова МАКИ звук Й, и оно превратится в МАЙКИ. А теперь вы с помощью звука Й совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ, ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

4. “Распутайте” слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КОСЫНКА, МОСАВАР, МОСАЛЕТ.

5. Игра “Договори слово”

СИ… (РЕНЬ) СИ… (ТО) СИ… (НИЦА) СИ… (НИЙ)

СИ… (РОП) СИ… (ЛА) СИ… (РЕНА) СИ… (НЯК)

· Упражнения для формирования правильной речи:

1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);

согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);

употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).

2. Уточнение словарного запаса возможно через:

беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);

беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;

формирование значения слова.

3. Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.

Назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …

4. Назвать другой предмет с тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая (и ручей …).

5. Указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;

понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

думать, ехать, размышлять, соображать.

6. В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

свежая пища, запас корма, вкусная еда;

наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;

неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

ценный груз, тяжелая ноша, ручная гладь, громоздкий багаж.

7. Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил;

пришел, пожаловал, заявился;

бросился, ринулся, накинулся;

ворвался, вторгся, вломился;

отскочил, отпрянул, шарахнулся.

8. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.

… пенек опрокину … воз. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

9. Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.

Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

Колонна < ворот < быки<

Кошки < горн < овсянка<

10. Какими словами описывает автор дождь?

"Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк". (Н. Сладков)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

Заменить глагол бежит близким по смыслу:

время бежит,

река бежит,

зерно бежит из мешка,

молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?

11. Упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки. Под коммуникативной установкой понимается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации. Выделение этого аспекта может быть достигнуто путем перестановки его в конец предложения.

Например: составь предложения из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти, расставив их в таком порядке, что было понятно:

а) что нашли на чердаке;

б) где нашли деревянную шкатулку;

в) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.

12. Приёмы работы над предложением:

-распространение;

-дополнение неоконченных предложений;

-изменение порядка слов;

-восстановление деформированного предложения;

-составление предложения по аналогии;

-увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания достигаются -перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.

· Упражнения творческого характера:

Коммуникативные методы имеют свой набор приёмов, средств обучения, типов заданий упражнений:

-создание речевых ситуаций;

-ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие -способы накопления материала, впечатлений;

-любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;

-рисование картин, ведение записей и дневников;

-создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

-выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;

-“пробу пера” - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя), незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.

Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой!

Важным фактором успешности урока русского языка, имеющего, цель формирование коммуникативных умений учащихся является продуманность отбора материала на уроках русского языка:

а) содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.

б) обязательное введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств.

в) введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются “строительным материалом” нашего языка.

Роль русского языка и русской речи в историческом плане возрастает, важность уверенного владения им в бытовом, деловом и научном общении стала признанной. Речевая деятельность для любого человека является каждодневной потребностью, ибо без неё невозможно активное общение.

Специальное обучение грамматически и стилистически правильной речи начинается в школе, главным образом в процессе обучения чтению и письму.

Данные психологических исследований, проведённых в разные годы, говорят о возможности успешного обучения школьников грамотной письменной и устной речи, начиная с первого класса.

С целью повышения уровня развития коммуникативных умений необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.

Библиографический список.

1. Аксарина Н. М. Дефицит общения как условие недоразвития детей / II. М. Аксарина, Т. Н. Землянухина, У. В, Ульянкова // Дефектология. - 1998. - №6. - 50 - 58.

2. Архипова Е. В. Об уровне развития речи в начальной школе / Е. В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - 35 - 39.

3. Брудный А. А. О проблеме коммуникации / А. А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - - 165 - 182.

4. Бушуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук.-Калининград, 2003. - 163 с.

5. Гамезо М. В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. Герасимова, Л. М. Орлова. - М.: Альфа, 1994. -С 84-94.

6. Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. -Киев: Наукова Думка, 1981. - 116 с.