Конференции
2022-12-28 10:50 Декабрь 2022

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАЗДНИКАМ И ТРАДИЦИЯМ РОССИИ «ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Русяева Евгения Александровна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы СП д/с "Аленушка"

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности, без личности – нет народа
как исторической личности.
Г. Волков

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Первые чувства гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному дому, городу, родной природе, к своей Родине, – это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Практическая значимость. Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Веков связующая нить» направлена на то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к малой Родине, России; истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Реализация мероприятий в рамках данной программы позволит создать целостную систему патриотического воспитания дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс ДОУ инновационной формы сотрудничества и взаимодействия людей разного поколения.

Особенно важным является воспитание духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры. Созданный руками педагогов мини-музей «Горница»; праздники обрядовые и календарные; спектакли; прикладное искусство; народные игры – это все позволяет детям непосредственно соприкоснуться с культурой нашего народа, учит их ценить наследие прошлого и способствует воспитанию гражданина России.

Уникальность программы состоит в том, что она позволит в едином воспитательно-образовательном пространстве детского сада объединить усилия и интересы представителей людей разного поколения, где конкретное сообщество детей и взрослых становится средством приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям русского народа.

Инновационная форма социально-педагогического сотрудничества и взаимодействия детей и людей разного поколения будет способствовать приобретению воспитанниками опыта хранителей истории, русской народной культуры, становлению и развитию личности ребенка, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, привлечению детей к активному участию в работе по возрождению, сохранению и передаче духовных ценностей и традиций своего народа.

Актуальность. В детском саду процесс воспитания всегда занимал приоритетные позиции, именно в рамках воспитательных задач решались задачи всестороннего гармоничного развития ребенка.

Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям.

В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию дошкольников. Разработка программы обусловлена потребностью общества в духовно-нравственной, творческой личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Данное направление в работе, как приобщение детей к истокам русской народной культуры, взято не случайно, ведь человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества.

Поэтому возникает необходимость укрепления связи поколений посредством вовлечения людей разного возраста в процесс приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям русского народа.

Обращение к опыту поколений, духовно-нравственным традициям прошлого в то время, когда, идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Ведь традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счете, спасет человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору.

Именно в этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, и другие аспекты.

Программа ориентирована на две возрастные ступени:

1. старший возраст – 5-6 лет;

2. подготовительную к школе группу 6 - 7 лет.

Программа построена на основе главных методических принципов:

· учет возрастных особенностей детей,

· доступность материала,

· постепенность его усложнения.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

· Закон РФ «Об образовании».

· «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

· Устав образовательного учреждения.

Объекты программы

· Дети.

· Семьи детей, посещающих ДОУ.

· Педагогический коллектив ДОУ.

Цель программы

Создать в детском саду единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является духовно, творчески, нравственно, физически развитая личность каждого ребенка.

Задачи программы

1. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны.

2. Формирование чувства любви к ближнему, к малой и Великой Родине, уважение к истории и традициям своего Отечества.

3. Способствование укреплению связи поколений через проведение совместных мероприятий, передачу опыта воспитанникам.

4. Воспитание нравственно-патриотических качеств: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

5. Гармоничное развитие детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это развлечения, праздники, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

- содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;

- семья - равноправный участник воспитательного процесса в детском саду;

- воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;

- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;

- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля, Традиции.

Предлагаемая программа состоит из разделов:

Раздел №1 «Дорога к человечности»

Цель: формировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Раздел №2 «Путешествие в историю»

Цель: формировать у дошкольников чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Раздел №3 «Семейный круг»

Цель: приобщать детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания; воспитывать чувство любви к близким родственникам.

Раздел №4 «Волшебный завиток»

Цель: приобщать дошкольников к культурному наследию многонационального народа России через интеграцию художественно-речевой, музыкальной, изобразительной и культурно-просветительской деятельности и одновременно воспитывать духовно-нравственные основы личности каждого ребенка.

Раздел №5 «Край, в котором ты живешь»

Цель: формировать гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, детского сада, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Раздел №6 «Встанем в круг»

Цель: формировать социальное, эмоциональное, сенсорное, физическое и психическое развитие детей, на основе народных игр.

Раздел №7 «Дорогами добра»

Цель: воспитывать чувство любви, человеческого долга, ответственности, справедливости к себе, своей семье и окружающим людям.

Раздел №8 «Круглый год»

Цель: воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека через народные календарные праздники.

Раздел №9 «Голубь Мира»

Цель: воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формировать качества не только гражданина РФ, но и Человека.

Ожидаемые результаты.

1. Воспитание патриотических чувству дошкольников в реализации данных целей.

2. Приобщение детей к истокам народной культуры России.

3. Применение полученных знаний в поведении, и поступках.

4. Воспитание гармонично развитого дошкольника со знанием праздников и традиций России.

Реализация данной программы предполагает последовательное и разностороннее взаимодействие дошкольников и людей разного возраста с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования гармонично развитой личности дошкольника, через ознакомление и приобщение к праздникам и традициям России.

Заключение. Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Веков связующая нить» направлена на то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к малой Родине, России; истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Реализация мероприятий в рамках данной программы позволяет создать целостную систему патриотического воспитания дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс ДОУ инновационной формы сотрудничества и взаимодействия людей разного поколения.

Особенно важным является воспитание духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры. Созданный руками педагогов мини-музей «Горница»; праздники обрядовые и календарные; спектакли; прикладное искусство; народные игры – это все позволяет детям непосредственно соприкоснуться с культурой нашего народа, учит их ценить наследие прошлого и способствует воспитанию гражданина России.

Уникальность программы состоит в том, что она позволит в едином воспитательно-образовательном пространстве детского сада объединить усилия и интересы представителей людей разного поколения, где конкретное сообщество детей и взрослых становится средством приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям русского народа.

Инновационная форма социально-педагогического сотрудничества и взаимодействия детей и людей разного поколения способствует приобретению воспитанниками опыта хранителей истории, русской народной культуры, становлению и развитию личности ребенка, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, привлечению детей к активному участию в работе по возрождению, сохранению и передаче духовных ценностей и традиций своего народа.

Мы применили авторскую программу «Веков связующая нить», цель которой является создание в детском саду единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является духовно, творчески, нравственно, физически развитая личность каждого ребенка.

Итак, после внедрения программы было проведено повторное исследование, которое показало, что воспитанники детского сада дали положительную динамику, улучшения прослеживается по уровню интеллектуального развития детей; уровню эмоционального благополучия в семье и группе детского сада; уровню самооценки детей; степени сплоченности в группе; а также повысились знания детей, родителей и педагогов по теме «Формирование гармонично-развитой личности дошкольника, через ознакомление и приобщение к праздникам и традициям России».

Анализ показал, что программа «Веков связующая нить» весьма эффективна, и поэтому её можно рекомендовать для педагогов других детских садов. Опыт работы педагогов детского сада «Аленушка» может транслироваться всему педагогическому сообществу, как один из эффективных способов формирования гармонично-развитой личности дошкольника, через ознакомление и приобщение к праздникам и традициям России.

Список литературы.

1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.

2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.

3. Ладик Л.А. Русские народные праздники: возрождение традиций (Рождество). Методические рекомендации. СЭИ СО РАН, Иркутск, 1996 г.

4. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.

5. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.

6. Альбисетти. Терапия семьи. Чтобы быть счастливыми. – Милан, Паолине, 1993.

7. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ» - М., 2004.

8. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» - М., 2004

9. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник». М., 2000.

10. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - СПб., 1998

11. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

12. Розанов В.В. О нарядности и нарядных днях календаря// Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен. - М., 1995.