Публикации
2023-11-24 13:15 2023

Ульянова Т.В. TIME-МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Ульянова Т.В. TIME-МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

За всё время существования человечества, люди многократно старались понять, изменить и остановить время. И всегда различными способами, начиная с нахождения эликсира бессмертия для продолжения человеческой жизни, завершая изобретение машины времени. Учёные предлагают реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент. метод управления временем актуальна для использования именно в образовательной среде. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать значимость времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Педагогам тайм-менеджмент поможет, с одной стороны, развить и усовершенствовать навыки самоорганизации для того, чтобы избежать потери драгоценного времени, приобрести больше свободного времени для отдыха, тем самым, освободить себя от таких негативных последствий, как утомление, депрессия, стрессы, профессиональная деформация. А с другой стороны, учителя могут использовать полученные знания для обучения учащихся.

Термин «тайм-менеджмент» произошёл от английского «time» - время и «management» - управление, таким образом, тайм-менеджмент принято переводить как «управление временем». Умение управлять, организовать своё время в условиях повышенной занятости – это единственный путь к профессиональной и личностной успешности (само слово «успех» связано со значением «успевать» (М. Цветаева). Польза от тайм-менеджмента очень большая и вот только несколько из них:

1. Большое снижение уровня стресса.

Все мы знаем, насколько работа и жизнь могут быть полны стресса. Очень много надо сделать, а времени никогда не хватает. Приобретение навыков тайм-менеджмента поможет вам планировать день более эффективней. Вы можете организовывать дела и выделять среди них приоритеты.

2.Повышение продуктивности.

Если вы научитесь приводить свое время в порядок эффективнее, то вы вероятнее всего удивитесь, сколько всего вы можете завершить в течение дня. Выделение приоритетов позволит вам завершить одно дело в определенное время, вместо того чтобы бегать вокруг, как безголовая курица, и прыгать с одного задания на другое. Вы увидите, как легко можно завершить те же самые дела, потратив наименьшее количество времени.

3.Контроль.

Да, вы можете взять контроль над своей жизнью в свои руки. Вы планируете, день настолько эффективно, что у вас еще останется время в запасе.

Это всего лишь несколько примеров эффективности тайм-менеджмента. Будучи педагогом в начальной школе, я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряжённым графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.

Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать своё время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.

Считаю, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать своё рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Три составляющих тайм менеджмента:

1. Целеполагание

2. Планирование

3. Мотивация

Целеполагание. Чтобы успешно достигать целей, их необходимо правильно формулировать. Для этого существует ряд методик, с помощью которых можно ставить действительно «качественные» цели.

Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев. Таким образом, цель должна быть:

§ конкретна (Specific)

§ измерима (Measurable)

§ достижима (Achivable)

§ ориентирована на результат (Result-oriented)

§ соотносима с конкретным сроком (Timed)

Планирование времени – это подготовительный этап к успешной реализации цели. Здесь работает правило 6 «П»: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Да, конечно, мы многое планируем в своей профессиональной жизни: с нас постоянно требует различные программы, планы, отчёты, конспекты и т.д.

1. Составьте список дел.

2. Тратить время на главное в жизни. Для того чтобы проиллюстрировать вам этот принцип, обратимся к притче:

Учитель собрал учеников, показал им кувшин и положил в этот кувшин много крупных камней так, что кувшин был заполнен камнями.

- Как вы думаете, - спросил учитель учеников, - полон ли кувшин?

- Полон, полон, - ответили ученики. Тогда учитель взял и положил в кувшин более мелкие камни.

- Как вы думаете, полон ли кувшин, - спросил учитель учеников?

Ученики уже задумались и на всякий случай сказали:

- Нет.

- Правильно, - подтвердил учитель и засыпал в кувшин песок.

- Ну, а теперь, полон ли кувшин, - спросил учитель?

- Нет, - ответили ученики.

- Правильно, - сказал учитель и налил в кувшин воду.

Смысл этой притчи в расстановке приоритетов или про то, что нам иногда ошибочно кажется, что места нет, там, где оно реально есть. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. Итак, расстановка приоритетов.

Каждому, кто понимает необходимость использования своего времени более эффективно, необходимо избавиться от некоторых привычек в организации своего труда (их еще называют «поглотителями времени»). Поглотители времени (хронофаги) – это дела, люди, обстоятельства, «пожирающие время». Это то, что отвлекает от самых важных дел, приводящих к быстрому результату.

Мотивация должна присутствовать в каждом успешном человеке. Мотивация – это то, что поможет вам и океан переплыть и горы свернуть. Сразу необходимо предупредить, что мотивация к работе, как, собственно, и к другим действиям не бывает постоянной, поэтому её нужно время от времени подпитывать. Хорошим мотиватором могут быть:

- мотивирующие цитаты и фразы, притчи, девизы;

- мотивирующие фильмы, музыка;

- процедуры награждения, поощрения, а также процедуры наказания;

- мотивирующие цели, план достижения цели (желательно, чтобы это вы фиксировали письменно, проговаривали).

Начинаем утро с позитива «Вставай – тебя ждут великие дела»

Рекомендации по применению «Time-менеджмента» на практике.

Эффективность планирования рабочего времени базируется на целях деятельности в зависимости от их длительности: краткосрочных и долгосрочных. Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров. Делать это можно в блокноте, в таблице личного ПК или смартфона, используя гугл или мэйл-календарь. Важно, чтобы вы видели своими глазами, что вам надо сделать и что вы сделать не успели. Вариант «все держать в уме» не подходит – слишком большой риск пропустить важную встречу либо срочное дело.

Рекомендации для эффективной организации педагогами и специалистами своего рабочего и личного времени:

· формулировать и ставить перед собой конкретные цели и использовать предложенные на тренинге варианты по составлению плана действий для их достижения;

· периодически проводить оценку достигнутых результатов, сравнивать их с запланированными целями и при необходимости своевременно корректировать;

· при планировании дел распределять их по важности и срочности;

· при выполнении крупных и важных дел стараться делить их на более мелкие части и поэтапно выполнять;

· во избежание лишения себя полноценного отдыха стараться выполнять всю работу в рабочее время, не забирая ее домой;

· для восстановления сил использовать в течение дня физкультурные паузы и физкультурные минутки;

· обязательно выделять время на обеденный перерыв и отдых;

· знать о временных ресурсах и поглотителях времени, а также регламентировать время проведения в Интернете и социальных сетях;

· использовать знания о самом себе и особенностях своего организма для более эффективного планирования рабочего времени и выполнения поставленных задач.

План задач на завтра можно составлять в блокноте на бумаге или в приложении. Вот несколько методикTime-менеджмента:

· Хотя бы N минут. Метод помогает справиться с откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять

· Дедлайны. Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с откладыванием дел.

· Поедание «лягушки». Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро — делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.

· Мелкие задачи. Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи.

· Автофокус. Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [, что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.

· Сделайте это завтра. Автор книги «Сделай это завтра» Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.

· Деление большой задачи. Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.

· Методы фиксированного времени. Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

· Принцип девяти дел. Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких.

· Швейцарский сыр. Разбитие задачи на несколько подзадач (так называемая декомпозиция), которые можно делать в произвольном порядке.

· Метод «Крестики-нолики»

· Использовать электронные приложения- ежедневники: ЛидерТаск, Evernote, Todoist, SingularityApp, Notion. Они умеет упорядочивать задачи по проектам и папкам, и выстраивать расписание на день.

· Для организации рабочего времени можно использовать электронные органайзеры, в том числе:

ü Таймер, ограничивающий время, в течение которого нужно делать работу.

ü Чек-листы, раскладывающие сложные процессы на этапы.

ü Бланки, размеченные для хронометража.

ü Ментальные карты, которые используются для систематизации информации и мозговых штурмов.

ü Электронные таблицы.

ü Канбан-доски для организации рабочих процессов.

· Метод «пяти пальцев» Л. Зайверта.Мизицец – М. Мысли и знания. Какие навыки я приобрел после выполнения этой задачи? Что нового я изучил? Какие мысли (инсайты) меня озарили? Как выросли мои профессиональные навыки?

Безымянный – Б. Близость к главным целям. На сколько реализация этой задачи приблизила меня к моих главным жизненным целям (моей миссии).

Средний палец – С. Состояние. Каково мое эмоциональное состояние после выполнения задачи? Доволен ли я тем, что выполнил ее.

Указательный – У. Услуга. Помощь. Как реализация данной цели помогла мне улучшить отношения с другими людьми? Кому я помог?

Большой палец – Б. Бодрость, жизненная энергия. Прибавило ли выполнение этой задачи мне жизненной энергии? Как изменилось мое физическое состояние после ее реализации.

Со временем применяя данные техники и приёмы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.

Чтобы успешно управлять своим временем, рекомендуется придерживаться нескольких правил:

· Управление рабочим временем, которое должно занимать не больше 60% дня.

· Отслеживание и анализ затраченного времени.

· Расстановка приоритетов.

· Управление свободным временем, чередование физической активности и эмоциональной разгрузки.

· Корзина для мусора - один из самых эффективных инструментов управления временем

· Слово «нет» экономит неожиданно много времени

· Научитесь воспринимать информацию с первого раза

· Носите с собой блокнот

· Нельзя перегружать память лишней информацией

· Боритесь с «Пожирателями времени»

· Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое

· Уделяйте время себе

· Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь

· Разработайте собственную систему мотивации и поощрений

Тайм-менеджмент - современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. В настоящее время умение организовывать своё время стало актуальной компетентностью успешного учителя. В заключении хочется сказать, что время- самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели своё радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на всё будет хватать. Планирование своего дня приносит радость контроля над жизнью. Подарите себе эту радость.

Библиографический список:

1 Гений А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра/ А. Гений. – М.: АСТ, 2018 – 928с.

2 Стрелкова, Л.В. Тайм-менеджмент. Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: Юнити, 2018 - 352 c.

3 Хайнц, М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым / М. Хайнц. - М.: Альпина Паблишер, 2019 - 128 c.