За всё время существования человечества, люди многократно старались понять, изменить и остановить время. И всегда различными способами, начиная с нахождения эликсира бессмертия для продолжения человеческой жизни, завершая изобретение машины времени. Учёные предлагают реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент. метод управления временем актуальна для использования именно в образовательной среде. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать значимость времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Педагогам тайм-менеджмент поможет, с одной стороны, развить и усовершенствовать навыки самоорганизации для того, чтобы избежать потери драгоценного времени, приобрести больше свободного времени для отдыха, тем самым, освободить себя от таких негативных последствий, как утомление, депрессия, стрессы, профессиональная деформация. А с другой стороны, учителя могут использовать полученные знания для обучения учащихся.
Термин «тайм-менеджмент» произошёл от английского «time» - время и «management» - управление, таким образом, тайм-менеджмент принято переводить как «управление временем». Умение управлять, организовать своё время в условиях повышенной занятости – это единственный путь к профессиональной и личностной успешности (само слово «успех» связано со значением «успевать» (М. Цветаева). Польза от тайм-менеджмента очень большая и вот только несколько из них:
1. Большое снижение уровня стресса.
Все мы знаем, насколько работа и жизнь могут быть полны стресса. Очень много надо сделать, а времени никогда не хватает. Приобретение навыков тайм-менеджмента поможет вам планировать день более эффективней. Вы можете организовывать дела и выделять среди них приоритеты.
2.Повышение продуктивности.
Если вы научитесь приводить свое время в порядок эффективнее, то вы вероятнее всего удивитесь, сколько всего вы можете завершить в течение дня. Выделение приоритетов позволит вам завершить одно дело в определенное время, вместо того чтобы бегать вокруг, как безголовая курица, и прыгать с одного задания на другое. Вы увидите, как легко можно завершить те же самые дела, потратив наименьшее количество времени.
3.Контроль.
Да, вы можете взять контроль над своей жизнью в свои руки. Вы планируете, день настолько эффективно, что у вас еще останется время в запасе.
Это всего лишь несколько примеров эффективности тайм-менеджмента. Будучи педагогом в начальной школе, я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряжённым графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.
Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать своё время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.
Считаю, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать своё рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.
Три составляющих тайм менеджмента:
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Мотивация
Целеполагание. Чтобы успешно достигать целей, их необходимо правильно формулировать. Для этого существует ряд методик, с помощью которых можно ставить действительно «качественные» цели.
Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев. Таким образом, цель должна быть:
§ конкретна (Specific)
§ измерима (Measurable)
§ достижима (Achivable)
§ ориентирована на результат (Result-oriented)
§ соотносима с конкретным сроком (Timed)
Планирование времени – это подготовительный этап к успешной реализации цели. Здесь работает правило 6 «П»: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
Да, конечно, мы многое планируем в своей профессиональной жизни: с нас постоянно требует различные программы, планы, отчёты, конспекты и т.д.
1. Составьте список дел.
2. Тратить время на главное в жизни. Для того чтобы проиллюстрировать вам этот принцип, обратимся к притче:
Учитель собрал учеников, показал им кувшин и положил в этот кувшин много крупных камней так, что кувшин был заполнен камнями.
- Как вы думаете, - спросил учитель учеников, - полон ли кувшин?
- Полон, полон, - ответили ученики. Тогда учитель взял и положил в кувшин более мелкие камни.
- Как вы думаете, полон ли кувшин, - спросил учитель учеников?
Ученики уже задумались и на всякий случай сказали:
- Нет.
- Правильно, - подтвердил учитель и засыпал в кувшин песок.
- Ну, а теперь, полон ли кувшин, - спросил учитель?
- Нет, - ответили ученики.
- Правильно, - сказал учитель и налил в кувшин воду.
Смысл этой притчи в расстановке приоритетов или про то, что нам иногда ошибочно кажется, что места нет, там, где оно реально есть. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. Итак, расстановка приоритетов.
Каждому, кто понимает необходимость использования своего времени более эффективно, необходимо избавиться от некоторых привычек в организации своего труда (их еще называют «поглотителями времени»). Поглотители времени (хронофаги) – это дела, люди, обстоятельства, «пожирающие время». Это то, что отвлекает от самых важных дел, приводящих к быстрому результату.
Мотивация должна присутствовать в каждом успешном человеке. Мотивация – это то, что поможет вам и океан переплыть и горы свернуть. Сразу необходимо предупредить, что мотивация к работе, как, собственно, и к другим действиям не бывает постоянной, поэтому её нужно время от времени подпитывать. Хорошим мотиватором могут быть:
- мотивирующие цитаты и фразы, притчи, девизы;
- мотивирующие фильмы, музыка;
- процедуры награждения, поощрения, а также процедуры наказания;
- мотивирующие цели, план достижения цели(желательно, чтобы это вы фиксировали письменно, проговаривали).
Начинаем утро с позитива «Вставай – тебя ждут великие дела»
Рекомендации по применению «Time-менеджмента» на практике.
Эффективность планирования рабочего времени базируется на целях деятельности в зависимости от их длительности: краткосрочных и долгосрочных. Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров. Делать это можно в блокноте, в таблице личного ПК или смартфона, используя гугл или мэйл-календарь. Важно, чтобы вы видели своими глазами, что вам надо сделать и что вы сделать не успели. Вариант «все держать в уме» не подходит – слишком большой риск пропустить важную встречу либо срочное дело.
Рекомендации для эффективной организации педагогами и специалистами своего рабочего и личного времени:
· формулировать и ставить перед собой конкретные цели и использовать предложенные на тренинге варианты по составлению плана действий для их достижения;
· периодически проводить оценку достигнутых результатов, сравнивать их с запланированными целями и при необходимости своевременно корректировать;
· при планировании дел распределять их по важности и срочности;
· при выполнении крупных и важных дел стараться делить их на более мелкие части и поэтапно выполнять;
· во избежание лишения себя полноценного отдыха стараться выполнять всю работу в рабочее время, не забирая ее домой;
· для восстановления сил использовать в течение дня физкультурные паузы и физкультурные минутки;
· обязательно выделять время на обеденный перерыв и отдых;
· знать о временных ресурсах и поглотителях времени, а также регламентировать время проведения в Интернете и социальных сетях;
· использовать знания о самом себе и особенностях своего организма для более эффективного планирования рабочего времени и выполнения поставленных задач.
План задач на завтра можно составлять в блокноте на бумаге или в приложении. Вот несколько методикTime-менеджмента:
· Хотя бы N минут. Метод помогает справиться с откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять
· Дедлайны. Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с откладыванием дел.
· Поедание «лягушки». Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро — делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
· Мелкие задачи. Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи.
· Автофокус. Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [, что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.
· Сделайте это завтра. Автор книги «Сделай это завтра» Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.
· Деление большой задачи. Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.
· Методы фиксированного времени. Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.
· Принцип девяти дел. Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких.
· Швейцарский сыр. Разбитие задачи на несколько подзадач (так называемая декомпозиция), которые можно делать в произвольном порядке.
· Метод «Крестики-нолики»
· Использовать электронные приложения- ежедневники: ЛидерТаск, Evernote, Todoist, SingularityApp, Notion. Они умеет упорядочивать задачи по проектам и папкам, и выстраивать расписание на день.
· Для организации рабочего времени можно использовать электронные органайзеры, в том числе:
ü Таймер, ограничивающий время, в течение которого нужно делать работу.
ü Чек-листы, раскладывающие сложные процессы на этапы.
ü Бланки, размеченные для хронометража.
ü Ментальные карты, которые используются для систематизации информации и мозговых штурмов.
ü Электронные таблицы.
ü Канбан-доски для организации рабочих процессов.
· Метод «пяти пальцев» Л. Зайверта.Мизицец – М. Мысли и знания. Какие навыки я приобрел после выполнения этой задачи? Что нового я изучил? Какие мысли (инсайты) меня озарили? Как выросли мои профессиональные навыки?
Безымянный – Б. Близость к главным целям. На сколько реализация этой задачи приблизила меня к моих главным жизненным целям (моей миссии).
Средний палец – С. Состояние. Каково мое эмоциональное состояние после выполнения задачи? Доволен ли я тем, что выполнил ее.
Указательный – У. Услуга. Помощь. Как реализация данной цели помогла мне улучшить отношения с другими людьми? Кому я помог?
Большой палец – Б. Бодрость, жизненная энергия. Прибавило ли выполнение этой задачи мне жизненной энергии? Как изменилось мое физическое состояние после ее реализации.
Со временем применяя данные техники и приёмы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.
Чтобы успешно управлять своим временем, рекомендуется придерживаться нескольких правил:
· Управление рабочим временем, которое должно занимать не больше 60% дня.
· Отслеживание и анализ затраченного времени.
· Расстановка приоритетов.
· Управление свободным временем, чередование физической активности и эмоциональной разгрузки.
· Корзина для мусора - один из самых эффективных инструментов управления временем
· Слово «нет» экономит неожиданно много времени
· Научитесь воспринимать информацию с первого раза
· Носите с собой блокнот
· Нельзя перегружать память лишней информацией
· Боритесь с «Пожирателями времени»
· Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое
· Разработайте собственную систему мотивации и поощрений
Тайм-менеджмент - современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. В настоящее время умение организовывать своё время стало актуальной компетентностью успешного учителя. В заключениихочется сказать, что время- самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели своё радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на всё будет хватать. Планирование своего дня приносит радость контроля над жизнью. Подарите себе эту радость.
Библиографический список:
1 Гений А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра/ А. Гений. – М.: АСТ, 2018 – 928с.
2 Стрелкова, Л.В. Тайм-менеджмент. Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: Юнити, 2018 - 352 c.
3 Хайнц, М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым / М. Хайнц. - М.: Альпина Паблишер, 2019 - 128 c.