РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кожушкова Дарья Юрьевна методист ГБУДО БелОДДТ
В современном обществе возросли негативные явления в детской и подростковой среде: двойственность сознания и морали, отсутствие нравственных идеалов, потребительское отношения к жизни, отсутствие культуры поведения в быту и обществе. Низкий уровень эстетической культуры, негативное влияние средств массовой информации, обилие интернет-продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных детей. Неоспорима важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников.
Организации дополнительного образования обладают огромными возможностями в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей. Они реализуют различные образовательные, комплексные, целевые воспитательные программы с учетом нравственности, народной культуры и этики региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, социума.
Эстетическое воспитание это:
- процесс целенаправленного воздействия;
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.
Значение эстетического воспитания детей в дополнительном образовании во многом возрастает тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере осуществить возможность эстетического воспитания детей.
В настоящее время нравственно- эстетическое воспитание в дополнительном образовании решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их досуга, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов, обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Дополнительное образование даёт детям более обширные, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Дети сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе, где они могут проявить свои способности в полной мере.
Нравственно - эстетическое воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений. Все программы педагогов составлены с учетом того, что знания, умения, навыки, получаемые обучающимися в результате обучения в творческих объединениях, направлены на развитие творческих способностей ребёнка, его личностных качеств.
В программы интегрирован курс художественных дисциплин, который направлен на воспитание эстетической культуры детей. Объединяют все программы общие взгляды на проблему эстетического воспитания, единая методика, базовые цели и задачи, а также общие принципы организации образовательного процесса, обеспечивающие использование синтеза искусств для воспитания эстетической культуры, раскрытия творческого потенциала ребенка, его самоопределения и становления как полноценно развитой личности.
Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.
Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Они – основной фактор эстетического воспитания.
Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.
Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, образовательные учреждения.
Эффективным является взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в организации нравственно-эстетического воспитания подростков. Родители, разделяя интересы, увлечения и потребности ребенка, поддерживая его в творческой деятельности, тем самым укрепляют семейные связи, в которых позитивно развиваются детско-родительские отношения, что обусловлено общностью ценностей и оказывает существенное влияние на духовность, нравственность и воспитанность ребенка. Наиболее результативными формами взаимодействия определены: творческие выставки, поездки и экспедиции, театрализованные постановки, тематические занятия, групповые дискуссии, тренинги эффективного взаимодействия, благотворительные акции, социальные мероприятия.
Дополнительное образование с его гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребёнка представляет собой ту сферу, в условиях которой возможно духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, эстетическое воспитание необходимое условие развития духовного мира ребёнка. Поэтому целью воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования является создание условий для поддержки и активизации личностного и нравственно-эстетического роста воспитанников.